Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 87 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 87

таким преданным, что отдает им Свое сердце—самое дорогое, что у Него есть. У такого преданного ничего не было и он ничего не хотел, кроме преданного служения, и тогда Кришна отдал ему в награду Свое сердце—и преданный обрел всё.

Кришна говорит Дурвасе Муни, что Он зависит от преданных, потому что у них нет материальных желаний. Такие преданные очень дороги Ему и Он находится в их сердцах. Выражение Шрилы Прабхупады о том, что всё становится ничем, звучит на первый взгляд как парадокс. В сознании Кришны многое может показаться противоречивым, но если человек понимает природу сознания Кришны, все противоречия примиряются. Уддхава, утешая Нанду Махараджу, пытался объяснить ему, что Кришна— Верховный Господь и прибежище всех живых существ во вселенной. Но Нанда Махарадж возразил ему: «Мой сын не может быть прибежищем всего сущего, потому что Он полностью зависит от меня и Яшоды». Оба они были правы, и это кажется противоречивым. Удхава также сказал, что Кришна апта-кама, самодостаточный и удовлетворенны сам в себе. У Нанды Махараджа снова нашлись возражения: «Если бы мой сын был апта-кама, Он бы не прослыл воришкой масла». Уд дхава не оставлял надежду объяснить Нанде Махараджу, кто такой Кришна: «Твой сын—наивысший объект поклонения,—сказал он.—Другого такого нет». «Если Кришна достоин поклонения,—снова возразил Нанда Махарадж,—почему тогда Он приносит мне тапочки на Своей голове?»

Есть и другие противоречия. Кришне поклоняются тысячи богинь процветания, так зачем же Он ворует масло? Богини процветания—Его служанки, и предоставили бы Ему все, что нужно.

аджо ’пи санн авйайатма бхутанам ишваро ’пи сан пракритим сва абхиштхайа самбхавамй атма-майайа

«Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я—повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике» (Б.-г., 4.6). Кришна—Высшая истина, и каждое Его слово—тоже Абсолютная Истина. Он говорит о Себе, что никогда не рождался, но в то же время Он приходит как сын мамы Яшоды. Человек, который видит все отделенным от Кришны, сочтет эти высказывания бессмысленными и противоречивыми, но для преданного, который смотрит на всё сквозь призму сознания Кришны, понимает, что все противоречия можно примирить. Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснил, что у Кришны есть очень могущественное качество, благодаря которому все противоречия исчезают. Это бхакта-ватсала, главное качество Господа, и Вишванатха Чакраварти Тхакур называет его царем-самодержцем. Кришна отвечает взаимностью на чувства Своих преданных и покоряется их любви. Это качество Господа подчиняет себе все другие Его качества и примиряет все противоречия. Преданный, который любит Кришну и знает Его, понимает, как это происходит. Конечно, никто не может познать Господа полностью, мы просто должны знать о Нем достаточно, чтобы полюбить Его. Шрила Прабхупада говорил, что такого знания вполне достаточно.

Преданные, обладающие любовью к Кришне, понимают, как качество бхакта-ватсала примиряет все противоречия, но иногда Кришна сбивает с толку даже их. Возьмем, к примеру, Уддхаву. Когда однажды Кришна решил с ним посоветоваться, Уддхаву это очень смутило. «Почему Ты спрашиваешь у меня совета?—удивился он.—Ведь Ты знаешь всё! Зачем Тебе мой совет?» Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, почему Удцхава пришел в замешательство. Он не мог понять, как качество бхакта-ватсала примиряет все противоречия потому, что обладал айшваръя-гъяной—привык относиться к Кришне как к Верховной Личности Бога, обладающему айшварьей, великолепием. Еще один пример—царица Кунти. Она

не могла понять, почему Кришна испуган и плачет, когда мама Яшода хочет связать Его веревкой.

гопи ададе твайи кртагаси дама тавад

йа те дашашру-калиланджана-самбхрамакшам

вактрам нинийа бхайа-бхаванайа стхитасйа са мам вимохайати бхир апи йад бибхети

«Мой дорогой Кришна, Яшода хотела связать Тебя веревкой, когда Ты напроказничал, и Твои испуганные глаза наполнились слезами, которые смыли краску с Твоих ресниц. Ты был напуган, хотя Тебя боится сам страх. Это зрелище приводит меня в замешательство» (Бхаг., 1.8.31). Царица Кунти обладает любовью к Кришне, так почему же она сбита с толку тем, что Кришна испуган? Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что она, как и Уддхава, обладает айшваръя- гьяной, знанием о величии Кришны как Верховной Личности Бога, и поэтому, увидев, что Кришна плачет от страха, не знала, что и думать. Кришна не притворялся, что Ему страшно и не лил притворные слезы, Он действительно испугался, потому что если бы Он притворялся, Кунти не пришла бы в замешательство. «Бог решил сделать вид, что боится»,— сочла бы она. Поступок с ее точки зрения вполне логичный для Верховной Личности Бога. Но царица Кунти пришла в замешательство, и это доказывает, что Кришна не притворялся, а испугался по-настоящему. «Само воплощение страха трепещет перед Тобой, так почему же Ты испуган?!»—не может понять Кунти. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что таково могущество премы, чистой любви к Богу. Чистая любовь к Кришне так могущественна, что берет Его в плен, покоряет, сбивает с толку и Он приходит в замешательство. Кришна—мугдха—Он в замешательстве от этой любви, в замешательстве настолько сильном, что начисто забывает о том, что Он Бог. Насколько же велика сила всевластной бескорыстной любви!

Вишванатха Чакраварти Тхакур сравнивает прему с цветком лотоса, который, закрываясь вечером, смыкает лепестки над пчелой, привлеченной к цветку запахом

Навигация:

Страница 89
Страница 88
-- Страница 87 --
Страница 86
Страница 85