Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 72 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 72

космическое творение—просто их трансформация. Хотя ученые выдвигают теории творения вселенной, в которых Господу не находится места, преданные знают, что все сущее исходит из Него—Верховного Господа. Его тело—сач-чид-ананда, и Он вечно обитает в Своей трансцендентной реальности на Голоке Вриндаване. Все космическое проявление создается экспансиями Господа и, как уже говорилось, является трансформацией Его энергий. И хотя Кришна может распространять Себя в бесконечное множество форм, Сам Он при этом остается все тем же неистощимым источником всего сущего, Его энергия неисчерпаема. Шрила Прабхупада называл это явление духовной математикой: «Если от единицы отнять единицу, остается все та же единица». В обычной математике считают иначе, и если от единицы отнять единицу, в итоге остается ноль. Но Кришна не обычная единица, постулат духовной математики гласит: «Кришна—Верховная Единица». Экале ишвара кришна, ара саба бхритйа—«Верховная Личность Бога, Кришна—повелитель, а остальные— Его слуги» (Ч.-ч., Ади, 5.142). В «Катха Упанишад» (2.2.13) говорится:

нитйа нитйанам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман

Он—главный вечный среди вечных. Из всех живых существ Он—верховное существо. Он один— хранитель всего живого. Он—тот, кого Господь Брахма описывает в «Брахма-самхите» как источник всего сущего, как изначального, недвойственного, чье тело не подвержено разрушению, чья форма не имеет ни начала, ни конца и блистает свежестью вечной юности. Брахма говорит, что Верховный Господь вечно проявлен в образе юного Кришны, и в то же время творит бесчисленные вселенные, проявляясь в формах Своих бесчисленных экспансий.

эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам индрари-вйакулам локам мридайанти йуге йуге

«Все перечисленные здесь воплощения Бога—это либо полные проявления, либо части полных проявлений Верховного Господа, но Кришна—это Сам Верховный Господь, Личность Бога» (Бхаг., 1.3.28). Верховный Господь может распространить Себя в бесчисленные экспансии, некоторых Он может наделить Своим могуществом в полной мере, некоторых—отчасти. Экспансии Господа бывают двух видов: свамша (полные экспансии) и вибхиннамша (живые существа). Об экспансиях вибхиннамша, живых существах, Он говорит в «Бхагавад-гите» так:

апарейам итас те анйам пракритим виддхи ме парам джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат

«Помимо этой, низшей, энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией» (Б.-г., 7.5).

Живые существа не могут существовать независимо от Господа, они вечно связаны с Кришной, подобно тому как искры огня не могут существовать, если оказываются далеко от пламени. Вдали от огня искра гаснет, так и живое существо связано с Кришной и не может без Него жить.

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить» (Б.-г., 7.7). Все энергии Кришны связаны с Ним, Он управляет и материальной энергией, и высшей энергией.

этад-йонини бхутани сарванитй упадхарайа ахам критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха

«В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я—начало и конец всего в этом мире, который суть соединение материи и духа» (Б.- г.,7.6).

/

Поскольку Кришна управляет обеими энергиями, Он может делать с ними все, что пожелает, превращая, например, объекты материальной энергии в объекты духовной и наоборот. Шрила Прабхупада пишет, что инженер-электрик направляет электроэнергию куда ему заблагорассудится—он может использовать ее для нагревания, а может для охлаждения. Точно так же Своими энергиями управляет и Кришна. Желая создать космическое проявление, Он просто видоизменяет Свои энергии, Сам при этом оставаясь неизменным.

Люди недалёкие считают, что Господь, создавая вселенные, видоизменяет Себя, превращаясь в космическое проявление. А раз так, то всё есть Бог— я Бог, ты Бог, все мы—видоизмененный Бог. Но преданные сведущи в духовной математике, и поэтому понимают, что всемогущий Господь может расширяться бесконечно, но Его вечная форма остается неизменной. Несмотря на то, что Кришна на Голоке Вриндаване является расо ’ваи сах—источником всех рас, отношений с живыми существами в духовном мире, Он в состоянии создавать космическое проявление, не занимаясь этим лично. Энергии Кришны служат Его желаниям, осуществляя все в точности так, как Он хочет, в этом Его величие и слава.

Шрила Прабхупада часто подчеркивал, что принципиальное различие между Господом и живым существом заключается в том, что желания Верховного Господа осуществляются сами собой. Прабхупада писал, что даже когда Кришна спит, Его грезы становятся реальностью. Что касается живых существ, то с ними дело обстоит иначе: в материальном мире им приходится выбиваться из сил, осуществляя свои желания. Они хотят быть пурушами—наслаждаться, творить и поддерживать, но очень быстро обнаруживают, что материальная природа не торопится им повиноваться, и чтобы обойти ее суровые законы нужно трудиться не покладая рук. Это коренное отличие между Кришной и живым существом называется майадхиша:

‘майадхиша ’ ‘майа-ваша ’—ишваре-дживе бхеда

«Господь повелевает энергиями, а живое существо служит им. В этом разница между живым существом и Господом» (Ч.-ч., Мадхья 6.162).

йе чаива саттвика бхава раджасас тамасаш ча йе матта эвети тан виддхи на те ахам тешу те майи

«Знай же, что все состояния бытия, будь то в благости, страсти или невежестве, созданы Моей энергией. Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы—это

Навигация:

Страница 74
Страница 73
-- Страница 72 --
Страница 71
Страница 70