Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 68 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 68

важен на всех уровнях бхакти, от шраддхи до премы.

сатам прасанган мама вирйа-самвидо бхаванти хрит-карна-расайанах катхах тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани шраддха ратир бхактир анукрамишйати

«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение» (Бхаг., 3.25.25). Господь

Капиладев описывает весь путь от шраддхи до премы, и говорит, что наша духовная жизнь на любом из этих уровней зависит от общения с теми вайшнавами, чья хари-катха развивает в нас привязанность к любовному служению Верховному Господу на Голоке Вриндаване. Для преданных такая привязанность к бхакти жизненно необходима. Мы не должны довольствоваться достижением материального благополучия, нужно стремиться к духовному счастью, искать прибежище в спонтанном преданном служении Кришне. Даже находясь на уровне бхава- бхакти, преданные продолжают испытывать страстное, переполняющее их желание достичь спонтанного уровня преданного служения (самуткантху). Мы тоже должны стремиться к тому, чтобы развить в себе такое желание, и достичь этого можно, общаясь с вайшнавами. Нельзя погружаться в самодовольство, такое состояние очень опасно для духовной жизни.

Комментарий Шрилы Прабхупады (продолжение): По окончанию битвы на Курукшетре, когда Пандавы получили назад свое царство, Кришна зашел к Кунти, чтобы попрощаться с ней перед отъездом и пожелать ей всяческого благополучия. Именно тогда Кунти произнесла свои молитвы: «Правда ли, что Ты, закончив здесь Свои дела, собираешься уехать и бросить нас одних?» Преданный полагается только на Кришну, и Кунтидеви говорит: йешам на чанйад бха ватах падамбуджат—«Нам не на что надеяться, кроме как на Твои лотосные стопы». Такова безраздельная преданность.

Есть шесть видов такой беспредельной преданности (шаранагати). Первый—полностью полагаться на Кришну, следующий—принимать все, что благоприятно для служения Господу (анукулйасйа санкал- пах). Анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама—принимать то, что благоприятно для служения—признак высшей преданности. Следующий вид шаранагати`. пратикулйасйа варджанам— отказываться от всего, что неблагоприятно для сознания Кришны. Духовный учитель дает указания обоих видов. Он запрещает нам совершать неблагоприятные действия, и побуждает совершать благоприятные, например, повторять Харе Кришна. То есть, полная преданность включает в себя и то, и другое (анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам). Кроме того, нужно твердо верить: «Кришна защитит меня в любых обстоятельствах», и считать себя Его слугой. Таковы некоторые проявления шаранагати, абсолютной преданности.

Кунтидеви говорит: «Дорогой Кришна, если Ты считаешь, что мы благополучно вернули себе царство и поэтому теперь Ты можешь оставить нас, это неверно. О безопасности нам говорить пока рано, потому что у царей, погибших от нашей руки на поле боя, остались друзья и родственники, которые не будут сидеть сложа руки. Наши беды еще впереди, и Твои лотосные стопы—единственная наша защита». Иными словами, Кунти уговаривает Кришну остаться: «Не бросай нас. Мы в опасности, и без Твоей защиты нам грозит беда». Таким должно быть умонастроение преданного. В материальном мире всегда опасно. Стоит потерять бдительность и предаться самоуспокоению, и майа, иллюзия, не заставит себя ждать.

Ни о каком покое не может быть и речи, преданный всегда должен быть настороже.

Шрила Рупа Госвами говорил: авйартха- калатвам—преданный никогда не теряет времени впустую, он отдает себе отчет в каждой минуте, затрачена она на служение Кришне или майе. Таков признак возвышенного преданного. Нама-гане сада ручих—такой преданный никогда не устает от воспевания, пения и танцев. Слово сада значит «всегда», а ручи значит «вкус». У преданного всегда есть вкус к воспеванию Харе Кришна. «Замечательно,—восклицает он.—Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Разумеется, чтобы пробудить такой вкус, требуется время, но когда он проявляется, то преданный чувствует, как писал Рупа Госвами: «У меня только один язык и два уха, и мне трудно поэтому оценить святое имя по достоинству. Если бы у меня был миллион языков и миллион ушей, тогда я мог бы в полной мере ощутить сладость его звучания». Конечно, нам не стоит подражать Рупе Госвами, но преданные в нашем Движении должны, по крайней мере, воспевать шестнадцать кругов— предписанный им минимум. Нама-гане сада ручих— мы должны развивать вкус к воспеванию Харе Кришна.

Комментарий Шрилы Ниранджаны Свами: Шрила Прабхупада перечисляет шесть видов шаранагати, абсолютной преданности, и описывает, как они проявляются в молитвах царицы Кунти. «У нас нет иной защиты, кроме Твоих лотосных стоп. Так как же мы можем находиться в безопасности, если Ты оставляешь нас?»—молится она Кришне. Кунти произнесла эти молитвы у колесницы, на которую Кришна собирался взойти, чтобы ехать в Двараку.

Эта беседа состоялась вскоре после того, как Господь защитил Парикшита Махараджа, который находился тогда во чреве Уттары, от брахмастры, выпущенной Ашваттхамой. Ашваттхама хотел уничтожить последнего отпрыска династии Яду, и Уттара стала умолять Господа, чтобы Он защитил ее сына. Господь лично вошел в ее лоно и защитил ребенка. Судя по этой истории с Ашваттхамой, у Кунти были веские причины, чтобы опасаться мести злобных родственников тех царей, которые были убиты на поле битвы Курукшетра. «Мы по-прежнему в опасности,—говорит она Кришне.—У нас нет другой

Навигация:

Страница 70
Страница 69
-- Страница 68 --
Страница 67
Страница 66