Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 42 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 42

их проявление—тема сложная для понимания, поскольку они не только многочисленны, но и разнятся по силе своего проявления: дхумаита— тление, джвалита—воспламенение, дипта—пламя, уддипта—яркое пламя, и суддипта—бушующее пламя. Самые сильные экстатические признаки, суддипта, бывают только у Шримати Радхики и у Кришны в настроении Радхарани—Господа Чайтаньи.

При дхумаите, «тлении», проявляются один или сразу два экстатических признака любви к Богу. Поскольку их мало и они слабы, преданный может сдержать или вообще скрыть эти проявления. Но на последующих уровнях они проявляются самопроизвольно и уже не поддаются управлению. На уровне джвалита («воспламенение») одновременно проявляются два или три признака любви к Богу, на уровне дипта—четыре или пять, на уровне уддипта— все сразу. Такой преданный плачет, тело его сотрясает дрожь, кожа покрывается капельками пота, и волосы на ней подымаются—все эти признаки проявлял Господь Чайтанья. Восемь (ашта) экстатических признаков называются ашта-саттвика-бхава. Они бывают разными по силе, длительности и распространению (например, дрожь может охватывать как отдельную часть тела преданного, так и все тело сразу).

Шрила Рупа Госвами исчерпывающе описал все виды саттвика-бхавы и объяснил, как они возникают. Он разделил экстатические признаки любви к Богу (саттвика-бхаву) на три вида: 1) снигдха, «влажные» (признаки любви к Богу, возникающие на основе расы преданного); 2) дигдха, «сожженные» (признаки любви к Богу этого вида проявляются у преданного, обладающего рати, но не основываются ни на главных, ни на вторичных расах3); и 3) рукша, «сухие» (проявляются в человеке, у которого нет привязанности к Кришне).

Рупа Госвами объясняет понятие уддипаны на примере Шримати Радхарани, которая нанизывала гирлянду из цветов кунда и замерла, как статуя, услышав флейту Кришны. Флейта Кришны, как и Его тело, поступки, одежда и украшения относятся к уддипанам—усиливают в преданных экстатическую любовь к Нему. Конечно, лучше всего усиливает любовь к Кришне Он Сам—для этого достаточно увидеть Его или услышать, как Он играет на флейте. В одной из своих лекций Шрила Прабхупада объяснял, что такое уддипана, на примере матери и ребенка. Он говорил, что из-за любви к ребенку мать видит его воочию каждый раз, когда ей на глаза попадается связанный с ним предмет, например, игрушка. Ее малыш играл этой игрушкой, и поэтому при виде нее в уме матери сразу возникает его образ. То же самое происходит, когда она слышит голос своего ребенка. В хоре детских голосов, кричащих «Мама!», она различит голос своего малыша, и в ее уме появится его образ. Разумеется, преданный, который поглощен мыслями о Господе, всегда чувствует любовь к Нему, но уддипаны ее усиливают.

Снигдха-саттвика-бхава может возникать как на основе одной из пяти главных рас (мукхъя-снигдха от слова мукхья—«основная»), так и на основе вторичных рас (гауна-снигдха от слова гауна— «вторичная»). Объясняя гауна-снигдху, Рупа Госвами приводит пример того, как Нанда Махарадж отвез Кришну в Матхуру, и мама Яшода так рассердилась на него, что потеряла дар речи—голос ее прерывался и она не могла говорить. Этот признак любви к Богу, сварабхеда-саттвика-бхава, проявился на основе вторичной расы—гнева [сварабхеда—«прерывание голоса»].

Отношения в обители Кришны насыщены чувствами. Те отношения, которые мы видим в материальном мире,—просто искаженное их отражение, и, как мы знаем, подчас они доставляют людям столько беспокойств, боли и страданий, что люди предпочитают обходиться без них. Гнев, грусть, печаль, слезы, жадность причиняют страдания и порабощают нас потому, что они не связаны с Кришной, а в духовном мире те же чувства усиливают экстатическую любовь к Богу. Любовь к Кришне насыщена переживаниями—глубокими и сильными, накатывающими подобно океанским волнам, которые подходят к берегу, пенясь и вздымаясь, обрушиваются на него, а потом возвращаются в океан. Подобно этому в сердце преданного, насыщенном шуддха-саттвой, бурлят духовные эмоции. Внешне они проявляются как признаки саттвика-бхавы (признаки экстатической любви к Богу). Еще раз подчеркнем: экстатические признаки любви к Богу возникают сами, их нельзя вызывать искусственно, подражая.

Второй вид саттвика-бхавы—дигдха-саттви- ка-бхава. Такие признаки экстатической любви к Богу проявляются у преданного, обладающего рати, но в то же время, эти признаки не основываются ни на главных, ни на вторичных расах. В качестве примера Рупа Госвами снова приводит историю с мамой Яшодой. Однажды ей приснилась ужасная демоница Путана, лежащая на земле. Задрожав, Яшода проснулась, вскочила и в страхе побежала во двор искать Кришну. Чувства экстатической любви появились у нее потому, что она увидела Путану, их не вызвала форма Кришны. Но поскольку Яшода очень любила Кришну, испуг, который она пережила, немедленно заставил ее сосредоточиться на Нем, броситься во двор и искать Его. Такое чувство экстатической любви называется дигдха-саттвика-бхава.

Третий вид саттвика-бхавы—рукша-саттви- ка-бхава, она проявляется в человеке, у которого нет привязанности к Кришне. В качестве примера можно привести имперсоналиста, который с воодушевлением танцует и поет киртан вместе с возвышенными преданными, поскольку ему сказали, что это дарует ему освобождение. «Я получу освобождение! Освобождение! Освобождение!»—ликует он в экстазе. У него совершенно нет кришна-рати, но поскольку его согревает надежда на освобождение, он проявляет так называемые признаки экстаза. Второй пример— санньяси Пракашананды Сарасвати. Они были имперсоналистами, но когда видели Господа, который сиял подобно миллионам солнц, волоски на их телах вставали дыбом. Позже по

Навигация:

Страница 44
Страница 43
-- Страница 42 --
Страница 41
Страница 40