Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 4 ------

Милость в наставлениях, том 5 - Страница 4

приходит от Его преданных. Понять это чрезвычайно важно. Начинающий преданный, каништха, не осознает этого в полной мере и не ценит по достоинству отношения между вайшнавами, но мадхъяма, более возвышенный преданный, считает их очень важными. Мадхьяму отмечают следующие качества: он према-майтри- крипопекша—поклоняется Кришне, дружит с преданными, проповедует тем, кто в невежестве и избегает завистливых. Бхактивинода Тхакур пишет, что под премой следует подразумевать любовь к Кришне—шуддха-бхакти, чистое преданное служение. Дружеские отношения с преданными проявляются как атма-буддхи—когда вайшнав для вас все равно что вы сами; мамета-буддхи—когда вы относитесь к вайшнаву с глубокой привязанностью, любовью и стремитесь с ним общаться; иджья- буддхи—когда вы считаете вайшнава достойным поклонения; тиртха-буддхи—когда для вас вайшнав все равно что место паломничества. Мадхьяма- адхикари, общаясь с вайшнавами, проявляет все эти четыре вида дружбы, и я стараюсь развить в себе такое же отношение к преданным Господа. Но Бхактивинода Тхакур пишет, что подлинные любовь и близость возможны только в отношениях преданных на уровне мадхьяма иуттама. Каништхе такие отношения не доступны, поскольку он чхая-бхактъябхаса—его нельзя назвать преданным в полном смысле этого слова, он еще в преддверии преданности. И все равно он—великая душа. Бхактивинода Тхакур уверяет: «Стать чхая-бхактъябхаса а пракрита каништха- бхактой—большая удача».

Я смиренно стараюсь развивать отношения с вайшнавами, и Ниранджана Махарадж—один из таких вайшнавов. Он обладает многими качествами, которые были у нашего Гуру Махараджа; в нем проявляется и гаура-лила, и враджа-лила. Отношения между преданными должны строиться именно на такой, духовной основе—на основе шраванам и киртанам. Мы не должны общаться с тем или иным преданным просто потому, что родились в одном городе или стране, на основе материальной совместимости или оттого, что у нас один гуру. Я вижу, что у Махараджа есть вкус к слушанию и воспеванию, вкус, который я так хочу обрести, поэтому я стараюсь общаться с ним. Такое общение называется саджа- тия. Я не настолько самонадеян, чтобы утверждать, будто между мной и Махараджем есть сходство. Речь идет о саджатийасайе снигдхе садхау сангах свато варе—«Наслаждаться вкусом „Шримад-Бхагаватам“ нужно в обществе чистых преданных. Человек должен стремиться к общению с преданными более возвышенными, чем он сам, но наделенными сходной привязанностью к Господу» (Ч.-ч., Мадхья, 22.131).

тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне» (Б.-г., 10.10).

Я думаю, что украинские преданные очень удачливы, и это одна из причин, по которой я приезжаю сюда каждый год в течение последних семи лет. Мне очень приятно общаться со старшими вайшнавами—сатам прасанган мама вирйа-самвидо (Бхаг., 3.25.25). Когда Господь Чайтанья спросил у Ра-

мананды Рая о том, какие условия на его взгляд самые мучительные, тот ответил, что нет ничего мучительнее, чем не общаться с преданными. Рамананда Рая говорил о возвышенных преданных, которые погружены в размышления об играх Господа Гауранги, о проповеди, о Радха-Кришналиле—единственное, чем стоит заниматься. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (18.58):

мач-читтах сарва-дургани мат-прасадат таришйаси атха чет швам аханкаран на шрошйаси винанкшаси

«Всегда думая обо Мне, ты Моей милостью преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же ты будешь действовать, побуждаемый ложным эго, не слушая Моих указаний и не памятуя обо Мне, то потеряешь себя».

Я считаю, что вам, украинским преданным, очень повезло, потому что для одних из вас Ниран- джана Свами духовный отец, для других—духовный дядя.

Ниранджана Свами: Партха Саратхи Прабху сказал, что если мы хотим получить милость, за ней нужно обращаться к преданному. Слушая его, я припомнил многочисленные тому примеры, описанные в «Бхага- ватам». Один из них—история Прахлады Махараджа. Хираньякашипу спросил у сына, откуда он набрался вайшнавской философии, и тот в ответ произнес множество важных стихов (их часто цитировал Шрила Прабхупада). Первый из них гласит:

матир на кришне паратах свато ва митхо ’бхипадйета гриха-вратанам аданта-гобхир вишатам тамисрам пунах пунаш чарвита-чарванам

«Поскольку люди, слишком привязанные к мирской жизни, не владеют своими чувствами, они постепенно скатываются в ад и раз за разом „жуют пережеванное". Ничто не пробуждает в них склонности служить Кришне—ни наставления других, ни собственные усилия, ни то и другое вместе» (Бхаг.,7.5.30). Шрила Прабхупада также любил цитировать другой известный стих:

на те видух свартха-гатим хи вишнум дурашайа йе бахир-артха-манинах андха йатхандхаир упанийаманас

те `пиша-тантрйам уру-дамни баддхах

«Люди, поглощенные мыслями о мирских наслаждениях, избирают себе лидера или гуру из числа таких же слепцов, как они сами,—слепцов, которые привязаны к внешним объектам, доступным для материальных чувств. Такие люди не способны понять, что цель жизни одна: вернуться домой, к Господу Вишну, и посвятить себя служению Ему. Как слепой, идущий за другим слепым, сбивается с пути и падает в яму, так и материалистичные люди, избравшие своим лидером еще одного материалиста, запутываются в необычайно прочных веревках кармической деятельности и погружаются в бездонную пучину материального бытия, где их снова и снова преследуют тройственные страдания» (Бхаг.,7.5.31).

наишам матис тавад урукрамангхрим спришатй анартхапагамо йад-артхах

маийасам пада-раджо- `бхишекам нишкинчананам на вринита йават

«Пока закоренелый материалист не осыпет себя пылью с лотосных стоп вайшнава, всецело свободного от скверны мирского бытия, он не разовьет

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2