Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Мукунда Госвами - Трансцендентные качества Джаянанды - Страница 19

значения, какая когда проявляется гуна: благости, страсти или невежества. Они всегда влияют на нас и майа действует через них.

Примером человека, погруженного в гуны, был и Арджуна. Кришна сказал ему, что он обязан подняться над модусами природы, стать трансцендентным к ним, освободиться от двойственности и беспокойств по поводу приобретений и безопасности и найти удовлетворение в самом себе. Модусы контролируют нас различными способами и ставят для нас капканы на пути выполнения правильного преданного служения. На каждом шагу продвижения вперед майа делает что-то, чтобы погрузить нас еще больше в один из модусов природы. Даже если преобладающим становится модус благости, просветляющий модус. Модусы настолько сильны и так переплетены, что если попытаться сделать что-то в чистой благости, они увлекут нас в модус страсти. Гуны как бы передают друг другу обусловленную душу.

Люди пытаются что-то делать для общего блага. Может, они получили Нобелевскую премию или что-то в этом роде за изобретение вакцины, или за работу с слаборазвитыми людьми, или за открытие новой больницы, и тому подобное. Но иногда можно наблюдать, как личности, успешные в своей деятельности, попадают под действие материальных модусов страсти или невежества. Тогда происходят громкие скандалы. В политике это происходит постоянно. Политики обычно известны тем, что снижают налоги, открывают новые здания, способствуют принятию нового закона. И вдруг мы узнаем, что этот политик — взяточник. Он получил деньги на свою избирательную кампанию за оказание незаконного влияния на определенные правительственные круги. Регулярно мы наблюдаем падения властьимущих в этом материальном царстве. Существуют люди, желающие принести добро, например, повысить качество жизни, это — один из показателей действия модуса благости. Но, поскольку этот способ улучшения не трансцендентальный, действует также и модус страсти — политик встречает красивую женщину и развлекается с ней, или у него появляется страсть иметь больше денег, и он “одалживает” из казны большую сумму на свою предвыборную кампанию, или увлекается погоней за именем и славой. Он также может напиться, сделать какую-то глупость и потерять свое положение

— в этом случае преобладает модус невежества, или тьмы, тамас. Человек находится на высоте своей карьеры, все так великолепно складывается, и вдруг его находят рядом с бутылкой, он, возможно, упал и ударился головой о край стола. Его обнаруживают через пять дней в офисе, неподвижным, как дерево, и мертвым, как гвоздь.

Модусы очень могущественны, особенно модусы страсти и невежества. Даже если человек на правильном пути, он чувствует, что ему нужна какая-то разрядка, отдых в форме страсти и невежества. Таким образом майа вмешивается, подавляет высшее сознание, и низшее сознание вступает в силу. Вы видели картинку в "Бхагавад-гите", на которой изображен работающий человек, а над ним, высоко в облаках, находятся три модуса, в виде женщин, которые дергают веревки. Они управляют им, как куклой. У них в руках механизм, подобный пульту управления для игрушек. Мы думаем, что действуем свободно, но всегда находимся под контролем майи. В действительности, мы не делаем ничего. Все контролируется модусами природы.

Арджуна получил совет освободиться от модусов. В 19 тексте 14 главы "Бхагавад-гиты" Кришна говорит Арджуне: "Тот, кто видит, что все в материальном мире совершается гунами материальной природы, и кто знает Верховного Господа, запредельного этим гунам, достигнет Моей духовной природы". Комментарий Прабхупады следующий: "Человек может выйти из сферы действия всех гун материальной природы, получив авторитетное знание о них от осознавших себя душ". Это тот случай, когда следует получить знание о том, что не является духовным. Как сказано в "Ишопанишад", следует изучить одновременно, как процесс одухотворения, так и процесс погружения в невежество. Человек будет знать, что его ожидает. Так поступают, когда ведут борьбу с враждебными силами. Поняв их природу, с ними можно правильно обращаться. Настоящим духовным учителем является Кришна, Он передал духовное знание Арджуне. Оно также исходит от тех, кто полностью погружен в сознание Кришны. Человек должен изучить науку правильного действия, находясь под влиянием модусов природы. Иначе жизнь пойдет не в том направлении. Получив наставления истинного духовного учителя, живое существо может понять свое духовное положение, материальную обусловленность, свои чувства, то, как оно было обмануто и оказалось во власти модусов материальной природы. Живое существо абсолютно беспомощно в тисках трех модусов. Но только увидев свое действительное положение, оно может попытаться достичь трансцендентного уровня, ставя своей целью духовную жизнь. Живое существо не осуществляет деятельность, его принуждают модусы, поскольку оно находится в теле определенного типа. Пока не получена помощь авторитетного духовного учителя, оно не может понять, каково его положение. Общаясь с истинным духовным учителем, оно может это увидеть и утвердиться в полном сознании Кришны. Человек, осознавая Кришну, освобождается от чар майи. В 7 главе "Бхагавад-гиты" Кришна говорит, что тот, кто предался Ему, освобождается от действия материальной природы. Для того, кто видит вещи как они есть, влияние материальной природы постепенно ослабевает.

Нас учат в сознании Кришны искусству спора, предлагая защищать любую из сторон, как это умел делать Господь Чайтанья. Он был выдающимся ученым и позволял любому попытаться победить Его в дискуссии. Люди приводили различные доводы, которые Он планомерно разбивал.

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17