Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Мукунда Госвами - Трансцендентные качества Джаянанды - Страница 18

Чтобы понять “Бхагавад-гиту”, надо быть разумным человеком. Для понимания философии сознания Кришны требуется разум.

МОДУСЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ Потомак, США, 17 января 1997 г.

Лекция по "Шримад-Бхагаватам" 3.33.8

"Я верю, о мой Господь, что Ты — это Сам Господь Вишну, носящий имя Капилы, и Ты — Верховная Личность Бога, Верховный Брахман! Великие святые и мудрецы, которые обуздали свои чувства и ум, медитируют на Тебя, ибо только по Твоей милости живое существо может выйти из-под влияния трех гун материальной природы. Во время разрушения материального мира Веды находят прибежище только в Тебе одном".

Комментарий Шрилы Прабхупады:

Вместо того, чтобы продолжать свои молитвы, Девахути, мать Капилы, подводит итог, говоря, что Господь Капила — это не кто иной, как Сам Вишну, и, поскольку она является женщиной, то не может, вознося молитвы, правильно поклоняться Ему. Ее намерением было доставить удовольствие Господу. Особого внимания заслуживает употребленное в этом стихе слово пратйак. Йога состоит из восьми ступеней: ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Слово пратьяхара означает "свернуть деятельность чувств". Уровня осознания Бога, о котором говорит Девахути, может достичь только тот, кто способен отвлечь свои чувства от материальной деятельности. Когда человек занимается преданным служением, его чувства не могут заняться другой деятельностью. Так человек, полностью развивший в себе сознание Кришны, постигает истинную природу Верховного Господа.

Лекция Его Святейшества Мукунды Госвами

Девахути говорит Господу: "Святые и мудрецы, будучи свободными от беспокойств ума, медитируют на Тебя". Почему они это делают? Потому что они знают, что только по Его милости человек может освободиться из когтей материальной природы. Кришна заверяет, и это отображено во всех Ведах, что Он может спасти обусловленную душу, духовно ее возвысить. Он может поместить обусловленную душу в духовную атмосферу. Он также утверждает, что любой, пытающийся самостоятельно преодолеть гуны природы, описываемые как непреодолимые, потерпит неудачу. Но если предаться Ему, то та же материальная природа, которую никак иначе не преодолеть, может быть легко побеждена. Именно легко.

В "Бхагавад-гите" есть изображение человека, которого носят бурные волны океана. Но Господь Вишну прилетел на Своем вознице, Гаруде, и протягивает руку, чтобы спасти несчастного. Бывает, кто-то в реальной жизни попадает в такую ситуацию. Как мы знаем, в США принят закон, согласно которому обладатель бассейна обязан иметь телохранителя-спасателя. В минуты опасности тот просто бросает автомобильную камеру или веревку, что значительно упрощает процесс спасения, так как тонущему надо лишь ухватиться покрепче — его, без сомнения, вытащат. Материальный мир можно сравнить с океаном. Человека швыряют туда-сюда волны великого океана материальной природы. Если только бедствующий очень и очень удачлив или разумен, он может ухватиться за брошенный спасательный трос. Таковой всегда рядом с обусловленными душами. Если волны в океане велики, человек может каким-то образом упустить трос. Но для тех, кто занимается преданным служением, спасение всегда рядом — это рука Кришны. Все зависит от нас — что мы выбираем: принять трос, ухватившись за него, или надеяться, что сможем одолеть великий океан своими собственными силами, и барахтаться в воде до полного изнеможения. Кришна говорит: "Если вы просто предадитесь Мне, просто очень крепко схватитесь за Мои лотосные стопы, Я спасу вас из когтей материальной природы". Но так же, как мы цепляемся за лотосные стопы Кришны, майа цепляется за нас, за наши чувства — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Цепляется и волочится.

Шрила Прабхупада часто рассказывал историю о своем духовном учителе, тот давал кому-то санньясу, но пришла жена этого человека, утащила его и не дала закончить обряд. Как рассказывал Шрила Прабхупада, Бхактисиддханта Сарасвати после этого заплакал. На каком бы мы уровне ни находились, у майи всегда есть силы стащить нас с пути духовного продвижения. Рассказывают также о лодочнике, который греб всю ночь к дому невесты. А утром он обнаружил, что никуда не приплыл, так как забыл поднять якорь. Так действует майа — либо стаскивает нас в сторону, либо глубоко погружает в какое-то желание — в любом случае, прогресс отсутствует. Модусы действуют на нас непрестанно. Майа действует через модусы природы — иногда в благости, иногда — в страсти, иногда — в невежестве. Бывает, мы собираемся что-то сделать в сознании Кришны, но что-нибудь уводит нас в сторону, отвлекает от цели. Это — модусы, гуны природы, которые сравнивают с веревками, которые перекручиваются и переплетаются. Получается, что собираясь выполнить какое-то преданное служение, мы говорим: "Я же совсем забыл, что надо пойти проверить, делает ли кто-то пиццу!". Или вспоминаем, что совершенно необходимо пойти в магазин и взять безалкогольного пива. Все, что угодно, может прийти на ум. Модусы подобны колючей проволоке. Если действует модус страсти, вам захочется выпить безалкогольного пива. Под влиянием гуны невежества вы подумаете: "Надо еще поспать, так как прошлой ночью я спал только 8 часов и мне не хватает еще 3-х часов, чтобы быть в порядке!" В гуне добродетели придет мысль сделать что-то хорошее: "Я должен позаботиться о себе, так как мало съел вчера и мне необходимо удостовериться, что я получу достаточно пищи, чтобы быть в форме". Не имеет даже

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16