И это также часть, или одна из характеристик
чистого преданного служения - это чистое, немотивированное, целеустремлён-
ное предание себя духовному учителю. И практика преданного служения с та-
ким настроением является началом всего благоприятного. Это одно из 6 ка-
честв чистого преданного служения. Совершая такое преданное служение с
полной преданностью духовному учителю, всё становится благоприятным, по-
тому что не только духовный учитель удовлетворён (чего уже вполне достаточ-
но), но также все полубоги удовлетворены, все мудрецы также удовлетворены,
все предыдущие Вайшнавы ачарйи полностью удовлетворены: Так какое ещё
большее благо может быть? Полное предание себя, практика преданного слу-
жения так благоприятны.
АНУГРАХА ДРИШТИ
И дальше в этом стихе объясняется, что преданный качественно также могуще-
ственен, как Господь. Мудрецы могут благославлять других также, как благо-
славляет Сам Господь, потому что качественно нет разницы. Потому, что они
полностью предались Господу, они получают все благословения, милость от
Господа - поэтому они также могут дать милость. Поэтому мы обращаемся к
духовному учителю как к Его Божественной Милости, потому что он получил
милость от Верховной Личности Бога через духовного учителя, поэтому он
может дать её. В этом значение Его Божественной Милости - не раздельно от
Кришны. Но без полного предания себя авторитету, духовному учителю, и Гос-
поду - даже, если кто-то обладает всеми хорошими качествами материальной
жизни ( как говорится в одном стихе <сад карма нипуно випро - <сад карма>-
это шесть качеств, шесть видов деятельности брахмана), даже обладая этими 6
качествами, этими чудесными 6 материальными качествами, но при этом не
имея преданности, полного предания себя духовному учителю и лотосным сто-
пам Верховного Господа, Вишну, Кришне, невозможно действовать как пред-
ставитель Верховной Личности Бога. Он не может быть гуру. Он не может
представлять Господа.
И это самое главное качество для того, чтобы полностью предаться, но не для
того, чтобы подчеркнуть свои материальные качества. Бхагавад бхакти хи на-
сйа - такой чудесный стих. <Если человек получает очень высокое рождение в
семье брахмана, кшатрия или вайшьи, но при этом не является преданным Гос-
пода - все его хорошие качества брахмана, кшатрия, вайшьи являются недейст-
вительными. На самом деле они считаются украшением мёртвого тела.> Просто
украшением мёртвого тела.
Другой очень важный момент в этом стихе это - <ануграха> - все собравшиеся
мудрецы пролили милость, благословения на Махараджа Парикшита. Это так-
же важно. Получать пожертвование или какие-то другие вещи, благоприятные
для служения Господу, а также давать другим милостыню - это называется
<пратиграха>. Но <ануграха> отличается. <Ануграха> значит духовное благо-
словение, духовную милость. И в этом значительность преданного, Вайшнава,
или этих мудрецов - они могут духовно облагородить других. Поэтому, это то-
же объясняется здесь, они всегда думают -<праджа ануграха>- о духовном бла-
ге других. В ШБ используются похожие слова - <бритйануграха>. Это относит-
ся к <ануграха дришти>, которое относится к Верховной Личности Бога. Про-
сто от одного Его взгляда, брошенного на преданных, они получают все благо-
словения и всю милость от Господа. И именно этот стих относится к случаю,
когда пастушки потеряли сознание. Вспомните озеро Калийу, эту игру: Они
все вместе пили отравленную воду озера Калийа. Вишванатха Чакраварти Тха-
кур объясняет, это интересно, что Господь так устроил, что они все пили одно-
временно. Потому, что если бы один выпил и потерял сознание, тогда бы все
остальные увидели бы это и поняли, что что-то не так. Но Господь организовал
так, что они пили все вместе, одновременно, сразу. И все они потеряли созна-
ние. Кришна очень разволновался и бросил взгляд на них. И далее он объясня-
ет, что Кришна мог вернуть их в сознание одной Своей волей, просто пожелав
этого: < Почему вы без сознания, вставайте.> И они встают. Но здесь особенно
подчёркивается, Он взглянул ( это <ануграха дришти>) на них, потому что по-
лучить взгляд Господа - это нечто очень и очень особенное. Это также объяс-
няется в <Брахма самхите> - просто от одного взгляда Господа преданный мо-
жет представить себе духовный мир. Если он удостаивается взгляда Господа.
Иначе говоря, если Кришна смотрит на преданного, тогда преданный видит
Кришну, он может видеть духовный мир. И это объясняется в Брахма самхите.
НЕВООБРАЗИМЫЙ КРИШНА
И в действительности очень трудно понять игры, планы Господа, Его действия.
Есть очень хорошее объяснение, и я хочу поделиться им с вами. <Кришна до-
пускает почти все формы оскорблений в адрес того, кого он любит>. Как Пан-
давы. Какие только оскорбления против них ни совершали Кауравы? Все ос-
корбления, которые только можно себе представить. Они даже пытались раз-
деть донага Драупади. Какое оскорбление? Они пытались убить их, отравить
их, сжечь их:все оскорбления, какие только можно себе представить. Йуд-
хиштхира Махарадж был поражён и спросил Кришну после того, как все труд-
ности были пройдены: < Кришна, объясни пожалуйста. Мы Пандавы были пол-
ностью преданы Твоим лотосным стопам. Так почему же мы потеряли всё? Я
думал, что Ты защищаешь Своих преданных.> А Кришна, улыбаясь, ответил
ему знаменитым стихом: < Если Я проливаю Свою особую милость на Моего
преданного, Я забираю у него всё.> Это - особая милость Кришны. Почему же
Кришна допускает, что все эти непреданные, негодяи совершают