Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Дханурдхара Свами - Джапа медитация - Страница 17

всегда в определенное время, то смогу начинать повторение мантры на полчаса раньше. Я выбрал именно этот аспект в работе над усовершенствованием своей джапы, потому что в активной жизни ашрама, с ночными програмами, очень легко может войти в привычку засиживаться допоздна с другими преданными. Так что теперь я отхожу ко сну стабильно в 10 вечера, и в результате джапа начинается ровно в 4:30, а раньше у меня не было стабильности в этом отношении.

Второй этап в работе над процессом улучшения джапы сводится к тому, что вы всю следующую неделю медитируете на изменение привычки, выбранной вами, и регулярно молитесь об успехе вашего начинания. Молитва ваша может быть в таком настроении: «Кришна, я хочу улучшить это. Я это сделаю», или даже: «Я делаю это». А завершить молитву можно словами: «Кришна, пожалуйста, помоги мне».

Очень важно в это время не пытаться ничего изменить. Необходимо развить внутреннюю решимость, чтобы почувствовать внутренний импульс для эффективного изменения привычек на длительное время. Иначе, не настроившись достаточно решительно, после пары недель практики круговорот повседневной жизни поглотит новые привычки. Вы тогда станете сокрушаться: «О, да, я должен был это изменить! Я должен был начать вставать пораньше, но сделаю это потом, а сейчас не время». Другими словами, без внутренней силы, основанной на молитве, старые привычки постепенно вернутся назад.

Для того чтобы действительно сломить привычку надлежащим образом, нужно создать сильное внутреннее намерение: «Я всерьез собираюсь это изменить. Это произойдет именно так, как я планирую. Первого июля я собираюсь бросить эту привычку». По прошествии времени: недели или чуть больше, - в серьезной медитации на это изменение, вы обретете силы и навык, чтобы достичь своих целей в процессе совершенствования своей джапы.

Это не значит, что вы должны декламировать свою молитву во время джапы. Эксперты по изменениям привычек говорят, что наиболее эффективное время для медитации и молитвы на изменения - как раз перед сном, и сразу же после пробуждения, или перед обычными повседневными действиями, например, перед едой. Целую неделю в эти часы я молился о задуманных мною изменениях.

Есть и другие способы, с помощью которых можно добиться успеха в работе над искоренением вредных привычек. Например, можно несколько раз в день садиться `И медитировать на изменения, размышляя о прошлом, и представлять себя таким, каким бы вы хотели быть на дан-вый момент.

Когда я осознал, что молитва об изменении привычек необыкновенно вдохновляет, то в этом году даже решил начать развивать в качестве одной из привычек ежедневную молитву для улучшения джапы. Тогда я стал молиться: «Я всегда буду повторять свои круги в настроении молитвы, Кришна, пожалуйста, помоги мне». Оказалось, что делая это в течение дня, я намного больше фокусируюсь на джапе утром, так как важность процесса молитвы уже была усвоена.

Третьей стадией в процессе формирования новых привычек и устранения старых, вредных привычек является уже сама практика, где вы, наконец-то, приобретаете привычку, независимо от обстоятельств. Для того чтобы сформировать новую привычку, требуется около месяца. Новая привычка - это новый жизненный путь, новая ваша сущность. Но выработать новую привычку нужно так, чтобы она оставила сильный отпечаток в душе. Так что третий этап в процессе преобразования старых привычек и развития новых - очень важен.

В «Руководстве по улучшению джапы» я объединил варианты изменения привычек в две группы: количественные изменения и качественные. Вначале я перечислил пять аспектов, на которые следует обратить внимание: количество повторяемых кругов; количество кругов, прочитанных внимательно; количество кругов, которые вы повторили с утра и перед сном и, наконец, ваша поза.

Теперь я хочу обратить ваше внимание на существование двух фундаментальных подходов в качественных изменениях. Первый - это когда вы пытаетесь сосредоточиться только на повторении святого имени. Второй - когда вы концентрируетесь на обращении к Господу. Я думаю,

что в действительно внимательном воспевании имен вы /концентрируетесь и на преданности, с которой вы зовете Господа, и на качестве звуковой вибрации, проникающей в сердце через уши.

Во время повторения я иногда обращаю внимание на то, как часто я искренне молюсь святому имени - эти моменты я называю молитвенным, качественным повторением святого имени. А иногда как слушатель слежу за тем, насколько ясно и внимательно я слушаю святое имя.

В силу своей психологии длительное время я был склонен наблюдать за собой в качестве человека, воспевающего имя, чтобы измерить свою набожность. Я тогда пробовал техники, которые помогали мне только слышать и сосредотачиваться с точки зрения йоги, и прочувствовал, насколько святое имя может мощно проявиться и с этого ракурса тоже.

Теперь большая часть моей джапы опирается на технику фиксирования ума, данную Вайшешикой Прабху. По его словам, если вы не можете успокоить свой ум, сосредоточьтесь на повторении следующих трех мантр. Эта практика настолько действенна, что я теперь все время использую ее во время джапы. Иногда я путаюсь и отсчитываю пять мантр, но стараюсь придерживаться именно такого способа концентрации, чтобы зафиксировать ум на повторении мантры. Мне было сложно сфокусировать внимание только плодной мантре, но, следуя этой практике (трех-пяти мантр), я обнаружил, что сделал качественный скачок в джапа-медитации. Прежний

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15