Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 62 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 62

сама себя», либо как (2), прартха, «дающая питание». Вот что пишет об этом Шрила Прабхупада: «Непосредственная экстатическая любовь бывает двух видов: эгоистическая и бескорыстная» (НП с. 319).

Слово свартха означает «тот, кто трудится ради себя». Когда наша привязанность к Кришне относится к разряду «свартха», она получает подпитку от других эмоций.

Нрартха, значит «тот, кто работает в интересах других». Если наша постоянная привязанность к Кришне относится к разряду прартха, тогда наоборот, она сама будет способствовать росту других эмоций.

Это будет объясняться в следующей главе.

Нейтральные отношения - шуддха-рати

Первой стхайи-бхавой является шуддха-рати, нейтральная привязанность. Существует 3 ее разновидности: (1) саманйа, общая, (2) сваччха, прозрачная, и (3) шанти, спокойная. «В нейтральных отношениях, в свою очередь, можно выделить общие, прозрачные и спокойные» (НП с. 319). Анубхавы шуддха-рати

Шрила Прабхупада кратко касается анубхав шуддха-рати: «Иногда она проявляется в дрожи тела или изменения цвета глаз (покраснении, бледности и т.д.), хотя признаки какой- то определенной формы привязанности при этом отсутствуют» (НП с. 319-320).

Саманйа-рати - общая привязанность

Саманйа-рати имеет место, когда привязанность преданного к Кришне еще не созрела до уровня каких-то особых отношений. Шрила Прабхупада объясняет: «Привязанность, которую питают к Кришне простые люди и дети, нельзя отнести ни к какой определенной категории» (НП с. 319).

Примеры

«Один старик обратился к юноше: «Посмотри, как радуется этот ребенок, которому всего три года! При виде Кришны он начал носиться взад и вперед, возбужденно крича. Только посмотри на него!» (НП с. 320). Из-за того, что ребенок такой маленький, его привязанность к Кришне еще не сформировалась в какое-либо определенное чувство. Шрила Прабхупада, таким образом, поясняет: «Это пример проявления в сердце ребенка нейтральной экстатической любви, которую нельзя отнести ни к какой конкретной категории» (НП с. 320).

Другой пример - юные девушки Враджа. До тех пор, пока они не достигнут определенного возраста, присущая им супружеская любовь к Кришне не может проявиться должным образом. Со временем они подрастут и станут гопи, но до этого их привязанность к Кришне носит неопределенный характер, поэтому она является «общей», саманйа.

Сваччха-рати - прозрачная привязанность

Сваччха-рати имеет место у преданных, еще не развивших никаких конкретных отношений с Кришной, но которые порой отражают чувства разных преданных, подобно тому, как прозрачный кристалл отражает цвет предмета, помещенного рядом с ним. Именно об этом Шрила Прабхупада пишет: «Признаки различных форм привязанности проявляются в них как свет, преломляющийся в драгоценных камнях» (НП с. 320).

3 БРС 2.5.9

137

Пример

«Про одного брахмана, великого преданного, рассказывают, что он обращался к Господу как к своему господину, то непринужденно шутил с Ним, то по-отечески оберегал Его, то призывал Господа, обращаясь к Нему как к своему возлюбленному, а то медитировал на Него как на Сверхдушу» (НП с. 320).

Шанти-рати - спокойная привязанность

Шанти-рати проявляется в тех, кого нисколько не привлекает удовлетворение чувств, и у кого при этом отсутствует и склонность к активным взаимоотношениям с Господом. Другими словами, шанта-бхакты - это те персоналисты, которые, находясь на уровне освобождения, не обрели более возвышенных эмоций, настроения «Кришна мой» - мой господин, мой друг, мой ребенок и т.д. Такое чувство, «Кришна мой» называется мамата- буддхи.

Примеры

Здесь приводится два примера шанта-бхакт: Четыре Кумара и преданный брахма- ништха, чье желание увидеть Господа пробу-дилось в общении с чистыми преданными (см. НП с. 320).

Чистые и смешанные оттенки вкусов

У шанта-бхакт нет мамата-буддхи, но есть 3 группы преданных, которые обладают им: (1) дасйа или прими, слуги; (2) сакхйа, друзья; и (3) ватсалйа, родители.5 Шрила Прабхупада пишет: «Первую группу составляют те, кто уповают только на милость и любовь Верховной Личности Бога; вторую - те, кто находится с Кришной в дружеских отношениях, а третью группу - те, кто относится к Нему как к младшему, будучи связанным с Ним отношениями родительской любви» (НП с. 320-321).

Мамата-буддхи может быть либо кевала (несмешанное, или «чистое») или санкула (смешанное). «Несмешанное обладание» (кевала) мы обнаружим у вайшнава, чье настроение преданности - это исключительно служение или дружба, или родительская привязанность. А «смешанное обладание» мы найдем в том, чье настроение преданнос-ти представляет собой комбинацию служения, дружбы или родительской любви. Например, отношение Уддхавы к Кришне - санкула, служение, сочетающееся с дружбой.

Служение - дасйа-рати

Шрила Прабхупада описывает дасйа-рати (или прити-рати) в разделе под названием «экстатическая любовь в подчинении». В основе дасйа-рати лежит ощущение своего подчиненного положения во взаимоотношениях с Кришной, и поэтому чувство зависимости от Его расположения к нам и доброты.

Приведенная в «Нектаре Преданности» цитата из Мукунда-мала-стотры — это обращение к Господу с просьбой о благосклонности к преданному, полностью зависящему от Него, чтобы этот бхакта смог помнить лотосные стопы Господа в момент смерти. Данная молитва служит примером дасйа-рати (см. НП с. 322).

4 Мамата-буддхи буквально означает «концепция «мое», чувство собственности.

5 В супружеской любви тоже есть мамата-буддхи, но такое сильное, что ее рассматривают отдельно от дасйи, сакхйи и ватсалйи.

138

ш

Дружба - сакхйа-рати

Главной особенностью сакхйа-рати является чувство равенства с Господом: "Он - один из нас". Поэтому такой вид привязанности свободен от робости, ему свойственно озорное, веселое поведение. Шрила Рула Госвами приводит два примера этих раскованных взаимоотношений в сакхйа-расе (см. НП

Навигация:

Страница 64
Страница 63
-- Страница 62 --
Страница 61
Страница 60