Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 51 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 51

видов: рубашку, тюрбан, пояс и верхнее платье. Во Вриндаване Он обычно носил красную верхнюю одежду, нательную рубашку золотистого цвета г. оранжевый тюрбан» (НП с.258).

Акалпа - естественные украшения

Кришна пользуется шестью видами естественных украшений: (1) кеша-бандха,

гуна

чешта

уддипана

I прасадхана

наряд

васана акалпа

одежда естественные

1 украшения

2 предмета —прическа

4 предмета —притирания

много предм. —гирлянды

—узоры на лице

—тилак

1—цветок лотоса

другие

-----------1

мандана драгоценные украшения

тсорона —серьги —браслеты —ожерелья •—другие

прическа; (2) алепа, ароматические притирания, умащающие Его тело; (3) мала, цветочные гирлянды; (4) читра, узоры, нарисованные на лице; (5) вишешака, прекрасный тилак; (6] кели-падма, цветок лотоса.

Шрила Прабхупада говорит об этом так: «Словом акалпа называют Его шелковистые волосы, красиво наряженное тело, умащенное сандаловой пастой и украшенное гирляндами из цветов, Его тилак и бетель, который Он жует» (НП с.259).

Кеша-бандха - прическа

Шрила Рупа Госвами перечисляет различные виды причесок, которые Шрила Прабхупада описывает вкратце: «Волосы Кришны иногда украшал венок из цветов, а иногда они были распущены и доставали Ему до спины» (НП с.259).

Алепа - ароматические притирания

«Сандаловая паста, которой было умащено Его тело, обычно бывала белой, но, смешанна* с шафраном, имела желтоватый цвет» (НП с.259). Мала - гирлянды

В «Бхакти-расамрита-синдху» описываются различные виды гирлянд, среди которые «ваиджайанти» — самая знаменитая. «Гирлянда ваиджайанти делается из цветов пс крайней мере пяти различных оттенков. Эта гирлянда была всегда такой длины, чтс доставала Ему до колен или даже стоп» (НП с.259).

110

Читра - узоры, нарисованные на лице

«На теле Кришны также можно было видеть узоры, сделанные сандаловой пастой и сандаловой пастой, смешанной с краской» (НП с.259).

Все эти виды естественных украшений Кришны пробуждают экстатическую любовь. Шрила Рупа Госвами описывает пример этого: «Обращаясь к своей подруге, одна из гопи превозносила красоту тела Кришны, Его темную кожу, красноватый оттенок бетеля, стократно умножавший Его красоту, вьющиеся волосы, красные капельки кумкума на теле и тилак на Его лбу» (НП с.259).

Мандана - украшения из драгоценных камней

Шрила Рупа Госвами перечисляет некоторые из драгоценных украшений, которые носит Кришна: кирита, корона; кундалам, серьги; хора, ожерелье; чатушки, другой вид ожерелья; валайа, браслет; ангулийака, кольцо; кейура, другой вид браслетов; нупура, ножной браслет. А вот как пишет об этом Шрила Прабхупада: «Кришна, враг Агхи, в своем несравненном шлеме, бриллиантовых серьгах, ожерелье из жемчуга, браслетах, вышитых одеждах и с прекрасными кольцами на пальцах всегда выглядел великолепно» (НП с.259).

Все эти украшения способны возбудить экстатическую любовь преданного.

Вана-мали

Словом вана-мали называют того, кто носит много украшений из лесных цветов (венок на голове, цветочные браслеты и т.д.). «Так Кришна бьш одет не только во Вриндаване, но и на поле битвы Курукшетра. Увидя на Нем нарядные одежды и гирлянды из цветов, великие мудрецы вознесли Ему молитву: «Господь Кришна собрался на поле битвы Курукшетру не для того, чтобы сражаться, а чтобы вознаградить преданных Своим присутствием» (НП с.260). Разные другие стимулы

Флейта Кришны, буйволиный рожок, отпечатки Его стоп и т.д. относятся к четвертой категории уддипаны. Они названы и поэтически описаны в оставшейся части 26-й главы «Нектара Преданности», начиная с раздела, посвященного флейте Кришны.

ill

Южный

Океан

Саманйа-бхагавад-бхакти-раса - основные признаки трансцендентных рас

Вторая волна: Ану бхава - проявления экстатической любви.

Глава 27 «Нектара преданности».

Глава 27

Признаки экстатической любви

БРС 2.2.1-21

С 27-й главы начинается Вторая волна Южного океана, описывающая анубхаву.

Анубхава - это действие, которое является результатом усиления привязанности к Кришне и еще больше способствует увеличению этой привязанности. Это санскритское слово состоит из двух частей - ану и бхава. Шрила Прабхупада пишет: «Признаки экстатической любви к Кришне, проявляющиеся в теле преданного, называются анубхавой» (НП с.264).

Когда вечная привязанность живого существа к Кришне усиливается, она требует своего выражения в различных действиях, таких как танец, смех и т.д. Например, экстатическая любовь слуги возрастает, когда он видит своего господина. Внешне это проявляется в том, что он почтительно кланяется.

Поклоны не только служат средством выражения любви слуги к господину, они также в свою очередь также усиливают и укрепляют это чувство. Таким образом, анубхава - не просто какое-то физическое действие, в ней заключены определенные эмоции, которые одно- временно и высвобождают, и усиливают избыток экстатической любви в сердце преданного. Шрила Прабхупада пишет: «Когда преданного переполняет экстатическая любовь, проявление таких симптомов приносит ему трансцендентное облегчение» (НП с.264).

Виды анубхавы

Существует 2 вида анубхавы: (1) шита, без сильных телодвижений, и (2) кшепана, сопровождающаяся сильными движениями тела. Шрила Прабхупада объясняет: «Названные признаки делятся на две группы: одну называют шитой, а другую - кшепаной. Когда преданный зевает, признаки называются шитой, а когда танцует - кшепаной» (НП с.264).

Буквально переводится: шита — холодный, кшепана - беспокойный, мечущийся

112

(НПс.264).

Далее в 27-й главе описаны, со ссылками на шастры, 13 основных анубхав.

Здесь в «Нектаре Преданности» не упомянуты 2 дополнительных шита-анубхавы: (1) рактодгам, кровотечение, и (2) утпхулла, распухание частей тела.14 Шрила Прабхупада поясняет: «Иногда дрожь во всем теле или кровотечение из какой-то его части также могут быть реакцией на экстатическую любовь к Кришне, но эти симптомы встречаются крайне редко, и потому Шрила Рула Госвами не обсуждает их подробно» (НП с.267).

Ануб хава

Шита Кшепана

Проявляется без сильных движений тела Проявляется посредством сильных

движении тела

1. Гита - пение 1. Нритйа - танец

2. Джримбхана — зевота 2.

Навигация:

Страница 53
Страница 52
-- Страница 51 --
Страница 50
Страница 49