Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 53 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 53

привязанност Кришне, и она задрожала в экстатической материнской тревоге за Него.

Таким образом, испытываемая ею дрожь в теле (кампа), может служить примером дигд) саттвика-бхавы.

Иссушенный экзистенциальный экстаз - рукша-саттвика-бхава

Два первых вида саттвика-бхавы (снигдха и дигдха) можно наблюдать у преданнь действительно обладающих привязанностью к Кришне (кришна-рати). В противополо: ность этому, рукша-саттвика-бхавой называют проявление экстатических признаков людей, не имеющих настоящей привязанности к Кришне. Такие признаки можно назва ратйабхасой.

Например, допустим, какой-нибудь имперсоналист, узнав, что с помощью практи преданного служения можно легко обрести освобождение, присоединился к киртану. танцуя в большом восторге, так, что волоски на его теле поднялись, он думает: «Сейчас достигну освобождения! Сейчас я достигну освобождения!..» Так как в этом случ признаки экстаза появились вовсе не из-за привязанности к Кришне, их относят к категор: рукша-саттвика-бхава («иссушенные»).

В качестве другого примера можно привести дрожь и ставшие дыбом волосы на те саннъяси, присутствовавших при освобождении Шри Чайтанйей Махапрабху Пракашанан Сарасвати. Так как ни у кого из них не было рати, эти изменения в их телах являю: рукша-саттвика-бхавой.

Ашта-саттвика-бхава

Восемь проявляющихся в теле признаков всепоглощающих эмоций

Описав три причины появления признаков экстаза {снигдха, дигдха ярукша), Шрила Рупа Госвами далее рассматривает сами эти признаки. Их восемь:

1) стамбха -оцепенение,

2) сведа -испарина,

3) романча - вставшие дыбом волосы,

4) сварабхеда - дрожание голоса,

5) кампа - трепет тела,

6) ваиварнйа - изменение цвета,

7) ашру -слезы,

8) пралайа - опустошенность16.

Шрила Прабхупада перечисляет их: «Известно восемь признаков экзистенциальной экстатичес любви: оцепенение, испарина, вставшие дыбом волосы на теле, дрожь в голосе, трепет, изменение цвета кожи, слезы и опустошенность» (НП с.269). Как духовные эмоции вызывают физические изменения в теле?

Шрила Рупа Госвами объясняет, каким образом образуется саттвика-

Разница между стамбхой (оцепенением) и пралайей (опустошенностью) заключается в том, что в случае стамбхи тело замирает и речь прекращается, а в случае пралайи тело, речь и ум отзываются парализованнь

116

бхава. Сначала, под воздействием какой-либо особенно сильной духовной эмоции, связанной с Кришной, сердце (читта) начинает заметно волноваться. Затем сильно возбужденный ум вызывает нарушения циркуляции жизненного воздуха. В свою очередь, выведенный из равновесия жизненный воздух взаимодействует с различными элементами в теле (земля, вода и т.д.) и возбуждает их. А разбалансированное состояние этих элементов уже непосредственно приводит к проявлению определенного физического признака духовного экстаза.

В зависимости от того, с каким элементом взаимодействует жизненный воздух, проявляются различные признаки. Например, в случае воздействия праны на элемент воды в теле, у преданного потекут слезы, а если на элемент огня - появится испарина. Шрила Прабхупада подробно описывает это (см. НП с.269).

Все саттвика-бхавы интенсивно проявляются как внешне, так и внутренне. Шрила Прабхупада пишет: «Иногда эти симптомы проявляются внутренне, а иногда внешне. Чистый преданный всегда ощущает в себе эти признаки экстаза, но из страха перед посторонними, как правило, не проявляет их внешне». (НП с.269). X

На что воздействует Физический симптом, проявляющийся возбужденная прана в результате Земля Оцепенение (стамбха)

Вода Слезы (ашру)

Огонь Испарина (сведа)

Огонь Изменение цвета тела (вайварнйа)

Воздух Вставшие дыбом волосы (романча)

Воздух Дрожание голоса (сварабхеда)

Воздух Трепет тела (кампа)

Эфир Опустошенность (пралайа)

Характерные причины и способы проявления различных симптомов экстаза

Каждому признаку экстаза соответствуют определенные эмоции, которые служат причиной его проявления. Например: «Оцепенение может быть вызвано экстатическим ликованием, страхом, изумлением, скорбью или гневом». (НП с.269).

Также, каждый признак экстаза проявляется характерным для него способом. Например: «Этот признак [оцепенение] проявляется в том, что человек замолкает, перестает двигаться, ощущает опустошенность и острое чувство разлуки» (НП с.269).

Шрила Рула Госвами, цитируя шастры, характеризует каждый признак экзистенциальной экстатической любви отдельно, описывая вызывающие его эмоции и то, как он проявляется.

Стамбха - оцепенение

Причины: ликование, страх, изумление, скорбь, гнев.

Характерные особенности проявления: потеря способности говорить, преданный не может пошевелиться, ощущает опустошенность и острое чувство разлуки.

Стамбха, вызванная изумлением

«Аналогичный случай произошел с Господом Брахмой. В Десятой песни «Шримад- Бхагаватам» объясняется, что когда Брахма осознал, что этот пастушок и есть Сама Верховная Личность Бога, он оцепенел. Увидев, что все пастушки снова играют вместе с

По этой причине знатоки духовной науки относят саттвика-бхавы как к анубхавам, так и к вйабхичари- бхавам. Когда эти симптомы проявляются внутренне, такие саттвика-бхавы относят к вйбхичари-бхавам, а

когда внешне - к анубхавам.

117

Кришной, он застыл на месте, и все его чувства прекратили свою деятельность. Застывший i оцепенении Господь Брахма казался золотой статуей с 4-мя головами» (НП с.270).

«В другой раз, когда обитатели Враджа увидели, как Кришна левой рукой поднял холг Говардхана, они тоже оцепенели» (НП с.270).

Хотя в данном переводе это проявлено не совсем отчетливо, очевидно, что причино] оцепенения Враджаваси было изумление.

Стамбха, вызванная скорбью

«Оцепенение может быть вызвано скорбью. Когда Кришна входил в живот демона Бакасуры все полубоги с высших планетных систем застыли, охваченные скорбью» (НП с.270).

Другие саттвика-бхавы

Аналогичным образом Шрила Рула Госвами иллюстрирует все остальные причинь стамбхи. И Шрила Прабхупада включил в свое «краткое изложение» многие из этих стихо] (см. НП с.270-274).

Мы проанализировали только один признак экзистенциального экстаза - стамбху Применяя этот подход к каждому из семи оставшихся, читатель легко может составит] представление о них.

Еще раз об отличии анубхавы и саттвика-бхавы

Шрила Рупа Госвами снова указывает на разницу между анубхавой и саттвика-бхавой анубхава - это признак экстаза,

Навигация:

Страница 55
Страница 54
-- Страница 53 --
Страница 52
Страница 51