Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 55 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 55

слезы. Ты упрекаешь ветер за то, что волосы на Твоем теле стоят дыбом. Ты проклинаешь прогулки по лесу за то, что бедра Твои онемели. Но дрожь в Твоем голосе выдает истинную причину всего этого - Твою привязанность к Кришне» (НП с.276). Этот отрывок иллюстрирует проявление множе- ства симптомов экстаза и невозможность скрыть их, что имеет место на уровне дипты.

Уддипта, ярко пылающая

Так называется состояние, когда пять или более признаков экстаза проявляются одновременно и очень сильно. В качестве примера здесь говорится о жителях Вриндавана (см. НП с.276). Суддипта, самая яркая

Этот уровень недостижим для обыкновенных душ. В случае суддипты все восемь саттвика-бхав проявляются одновременно и с наивысшей интенсивностью. Этим характеризуется только махабхава Шримати Радхарани и Шри Чайтаньи Махапрабху.

Шрила Прабхупада пишет, что «.. .махабхавой называют стадию, на которой признаки экстатической любви достигают наибольшей яркости» (НП с.276-7).

Интенсивность экстатических признаков у непреданных

Интенсивность отраженных признаков экстаза, которые проявляют непреданные (рукша- саттвика), никогда не бывает выше самого слабого уровня (дхумайита, тлеющий). Шрила Прабхупада отмечает это: «Все названные симптомы относятся к иссушенному экзистен- циальному состоянию, называемому тлеющим, и проявляются по-разному» (НП с.275).

У этого правила есть одно исключение: на праздниках, среди танцующих преданных, кто- то из непреданных иногда может проявить признаки, разрастающиеся до интенсивности джвалита («пылающая»). Шрила Прабхупада пишет: «Иногда, отмечая праздники,

120

i

посвященные играм Кришны, или собираясь вместе, преданные танцуют в экстазе. Такие эмоциональные состояния называют пылающими» (НП с.275).

Настоящие признаки экстаза никогда не проявятся у человека, не обладающего сильной кришна-рати. То есть рукша-саттвика-бхава, основанная не на рати, являясь всего лишь отражением, абхасой, не приносит истинного блаженства. «Ни один из перечисленных признаков не может проявиться в отсутствие основного принципа - сильной привязанности к Кришне» (НП с.275). Хотя, конечно, люди, не имеющие рати могут развить в себе некоторые отраженные признаки, перечисленные ниже.

Саттвика-абхаса

Если у людей, не имеющих настоящей привязанности к Кришне, по видимости проявляются признаки экстаза, это называется саттвика-абхасой или подобием {абхасой) истинного экстаза.

«Далее Шрила Рула Госвами продолжает анализ проявлений экстатической любви, разде- лив их на четыре группы, называемые саттвика-абхасой» (НП с.276). Эти четыре типа саттвика-абхасы таковы: (1) ратйабхаса, подобие рати - «признаки экстаза» вызванные близким общением с преданным, действительно находящимся на уровне бхавы; (2) саттвика- абхаса, подобие саттвы - причиной этого становится мягкосердечие человека, его склонность к сентиментальности; (3) нихсаттва, отсутствие саттвы - на самом деле является всего лишь грубой имитацией, внешним подражанием; и (4) пратипа - «признаки экстаза», возникающие у тех, кто враждебно относится к Кришне.

Ратйабхаса

Ратйабхаса имеет место, когда в сердце неофита или непреданного отражается истинная рати (привязанность) чистого преданного.

Подобно сияющему Солнцу, сердце истинного преданного излучает экстатическую любовь к Кришне.

Отразившись в сердцах непреданных или имперсоналистов, она может вызвать у них слабое подобие признаков экстаза. Это уже описывалось подробно в разделе, посвященном бхава-бхакти.

Как пишет Шрила Прабхупада: «...даже если повторение мантры и приносит свои плоды имперсоналистам, признаки экстаза, проявляющиеся у них, не следует принимать за проявления подлинной привязанности. Это не более чем ее отражение, что-то вроде солнечного зайчика в темной комнате» (НП с.277).

Саттвика-абхаса

В то время как ратйабхаса - это отражение истинной экстатической любви (рати), саттвика-абхаса не является отражением рати, но возникает вследствие эмоций, связанных с рати. Это происходит просто вследствие определенного эмоционального характера некоторых людей, их мягкосердечия. Имя или игры Кришны могут случайно найти отклик в сердцах тех, кто по природе очень чувствителен и эмоционален, вызвав у них слезы и т.п.

Кришна-катха столь могущественна, что иногда даже в черствых, каменных сердцах что- то шевельнется под влиянием отражения трансцендентных эмоций. Шрила Прабхупада объясняет это: «На самом деле лед в сердцах непреданных еще не оттаял. Их сердца слишком ожесточены, но прославление Господа обладает такой силой, что способно заставить плакать даже их» (НП с.277).

См. НП с. 179

121

Нихсаттва

Слово нихсаттва буквально означает отсутствие саттвы.21 Таким образом, это не отражение рати и не эмоции, возникающие из рати. Бывает, что какой-либо человек, не имеющий никакой любви к Кришне и не проявляющий описанные выше абхасы, начинает демонстрировать симптомы экстаза. Такие люди - просто актеры, научившиеся подражать эмоциям преданного путем тренировки.

Внешние проявления, такие как слезы и дрожь не всегда являются трансцендентными признаками экстаза. «Иногда бывает, что непреданный, практически не имеющий никакой привязанности к Кришне и не следующий никаким правилам и ограничениям, умело имитирует признаки экстаза преданности и даже плачет в обществе преданных» (НП с.278).

Пратипа

Когда в результате страха, гнева и т.д. у врагов Кришны меняется цвет тела, и наблюдаются другие симптомы экстаза, такие признаки называются пратипа-саттвика- абхаса.

В Харивамше приводится следующий пример пратипа-саттвика-абхасы, возникшей из гнева: «Из-за страшного гнева, который испытывал Камса по отношению к Кришне, его верхняя губа тряслась, а нижняя покраснела, и так все его лицо стало красным как солнце».

Причина обсуждения саттвика-абхасы

Шрила Рупа Госвами описал эти виды ложных проявлений экстаза для того, чтобы мы могли отличить истинную бхаву от имитации. Как объясняет здесь Шрила Прабхупада: «Хотя описывать отражения экстатической любви нет необходимости, Рупа Госвами все же приводит несколько примеров, когда подобные симптомы проявлялись у людей, не имевших никакого отношения

Навигация:

Страница 57
Страница 56
-- Страница 55 --
Страница 54
Страница 53