Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 57 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 57

предыдущей главе рассматривались первые 13 вйабхичари-бхав. В этой главе описываются оставшиеся 20.

Глава 31

Дополнительные признаки экстатической любви

125

БРС 2.4.191-270

Вйабхжари-бхавы, в зависимости от уровня экстатической любви, которую они пробуждают, можно отнести к категории уттама, мадхйама или каништха. Шрила Прабхупада также отмечает это: «Все перечисленные признаки можно разделить на три группы, отнеся их к первому, второму и третьему классам» (НП с. 310).

Тринадцать дополнительных эмоций

Подробно описав тридцать три вйабхичари-бхавы, Шрила Рупа Госвами представляет нам еще тринадцать. Шрила Прабхупада перечисляет их: «Проявления экстатической любви многообразны: зависть, обеспокоенность, встревоженность, гордость, ревнивость, задумчи- вость, малодушие, снисходительность, нетерпение, страстное желание, сожаление, сомнения и дерзость»25 (НП с. 310).

Кришне. Сватантра (независимая) вйабхичари-бхава связана с привязанностью к Кришне лишь косвенно. Паратантра - зависимая

Зависимые вйабхичари-бхавы подразделяются на две категории: (1) вара, высшая, и (2) авара, подчиненная. Вйабхичари-бхава относится к типу вара, если она способствует усиле- нию привязанности к Кришне, и к типу авара, когда она не усиливает привязанность к Нему.®

В свою очередь вара (высшая) бывает двух видов: (1) сакшат, непосред-ственная, и (2) вйавахита, косвенная. Сакшат имеет место, если вйабхичари-бхава питает основную рати, а вйавахита называется тот случай, когда она питает вторичную рати.

Шрила Прабхупада объясняет: «К проявлениям экстатической любви можно также отнести зависимость, которая в свою очередь делится на зависимость с чувством превосходства и зависимость в подчинении. Рупа Госвами установил, чем конкретно отличается зависимость с чувством превосходства от зависимости в подчинении, и в свое время это будет описано» * (НП с. 311).

вйабхичари-бхава 1 1 паратантра рожденная из привязанности к Кришне 1 свататнтра рожденная из привязанности к Кришне эмоциональное состояние, в <

1 вара питает рати 1 1 авара не питает рати сакшат питает вйавахита питает 25 Вивека (благоразуми г), тринадцатое «дополнительное» Нектаре Преданности»

опущено.

28

БРС 2.4.205

29 БРС 2.4.206

" В первой редакции «Нектара Преданности» на русском языке, слова «superior dependence and inferior dependence» были переведены как «зависимость с чувством превосходства и зависимость в подчинении». Правильный перевод будет: «зависимость высшая и подчиненная». (Примеч. переводчика)

126

основную рати

вторичную рати

Вара

Сакшат-вара

Вйабхичари бхавы, способстующие непосредственной рати

«Увы, я не вижу земли Матхуры! При звуках имени Матхуры волосы на моем теле встают дыбом, и тем не менее я лишен возможности видеть эту землю. Для чего мне тогда глаза?» (НПс. 312).

Эта нирведа (самоуничижение) происходит от сильного влечения к Кришне и питает непосредственную любовную привязанность преданного к Кришне (мукхйа-рати). Таким образом, это сакшат-вара.

Вйавахита-вара

Вйабхичари-бхавы, способствующие косвенной рати

Бхима говорил себе: «Мои руки по силе не уступают ударам грома, но что в них толку, если этими сильными руками я не смог уничтожить Шишупалу, когда тот поносил Кришну?» (НПс. 312).

Здесь нирведа питает гнев Бхимы, т.е. косвенную привязанность к Кришне (гауна-рати). Поэтому она относится к типу вйавахита-вара.

Авара

Вйабхичари-бхавы, не усиливающие рати

«Когда Арджуна увидел вселенскую форму Кришны, ослепительные зубы которой на его глазах перемалывали вселенную, во рту у него пересохло. И хотя он всегда уповал на милость Кришны, в тот момент он забьшся и перестал сознавать, что он Арджуна, друг Кришны. Это пример проявления подчиненной зависимости» (НП с. 312).

В этом примере Арджуна испытывал вйабхичари-бхаву которая называется моха (смятение). Хотя это замешательство Арджуны родилось вследствие его привязанности к Кришне (паратантра), оно не усиливает его дружеских чувств по отношению к Нему. Более того, оно подавляет сакхйа-расу и поэтому считается авара-паратантрой. Сватантра - независимая

Термин сватантра относится к тем вйабхичари-бхавам, которые рождаются не из привязанности к Кришне. Они бывают трех видов: (1) рати-шунйа, свободная от привязанности (рати) к Кришне, (2) ратй-ануспаршана, эмоции, проистекающие не из привязанности к Кришне, но которые позже соприкасаются ней, и (3) рати-гандхи, со слабым оттенком рати.30 Рати-шунйа Вйабхичари-бхавы, полностью свободные от привязанности к Кришне

Примером здесь может послужить самоуничижение брахманов, проводивших ягйу. Их нирведа происходит не от привязанности к Кришне, а от осознания своего собственного ужасного положения. Они сами признали, что полностью лишены привязанности к Кришне. Таким образом, их скорбь необходимо отнести к категории рати-шунйа.

Ратй-ануспаршана

БРС 2.4.217

127

Вйабхичари-бхавы, которые позже соприкасаются с привязанностью к Кришне.

Ратй-ануспаршана буквально переводится как «то, что впоследствии (ану) входит в соприкосновение (спарша) с привязанностью к Кришне (рати)». В Десятой песни «Шримад- Бхагаватам» описывается такая вйабхичари-бхава в случае с гопи: «Когда демон, обернувшийся быком, набросился на двух девушек Враджи, они закричали: «О Кришна, спаси нас! Мы пропали!» (НП с. 313).

Их траса (страх), проявилась из-за того, что они сами оказались в бедственном положении. Это не было страхом за Кришну, но из-за сильной любви к Нему все, что они чувствуют и говорят, становится связанным с кришна-рати. И, несмотря на то, что их испуг был вызван независимой причиной, затем он вошел в непосредственное соприкосновение с кришна-рати. Рати-гандхи Вйабхичари-бхавы со слабым оттенком привязанности к Кришне

Шрила Рупа Госвами приводит пример рати-гандхи, - бабушка Шримати Радхарани сказала: «Радха! Я узнаю это желтое платье, что ты носишь. Не пытайся прятать его!» Услышав это, Шримати Радхарани застеснялась, закрыла лицо вуалью и опустила голову.

Как объясняет Джива Госвами, в данном случае Радхарани испытывает вйабхичари-бхаву,

Навигация:

Страница 59
Страница 58
-- Страница 57 --
Страница 56
Страница 55