Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 58 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 58

называемую врида (стыд). Этот стыд проистекает не из ее привязанности к Кришне, а из смущения от того, что ее достопочтенная бабушка обнаружила на ней одежду Кришны. Потому эти эмоции называют сватантрой, (независимыми).

И хотя стыд Шри Радхи напрямую не связан с ее мадхурйа-рати к Кришне, он все же носит отпечаток рати, поскольку лишь из-за их близких любовных отношений Его желтые одеяния оказались на ней. Из-за этой тонкой связи с мадхурйа-рати, Рупа Госвами относит этот стыд Шримати Радхики к категории рати-гандха.

Из анализа всех сватантра вйабхичари-бхав видно, что только рати-шунйа действительно независима от привязанности к Кришне. Ратй-ануспаршана и рати-гандха на самом деле связаны с кришна-рати и потому являются зависимыми (паратантра).

Итак, только рати-шунйу можно с полным основанием назвать сватантрой. По словам Шрилы Рупы Госвами, другие случаи можно считать независимыми точно также, как и сборщика налогов, - хотя кажется, что он собирает деньги для себя, в действительности, он уполномочен правительством и зависим от него.32

Вйабхичарй-абхаса

Вйабхичарй-абхаса - это эмоции, напоминающие вйабхичари-бхаву лишь внешне. Они бывают двух видов: (1) пратикулйа, неблагоприятные, (2) анаучитйа, неправильные. Пратикулйа может проявляться у тех, кто враждебно настроен по отношению к Кришне. Анаучитйа имеет место, когда преданный думает о других, что они проявляют вйабхичари- бхаву, в то время как в реальности это не так.33

Пратикулйа-вйабхичарй-абхаса

Подобие вйабхичари-бхавы у врагов Кришны

После того, как Кришна убил демона Кеши, Камса сказал: «Кеши-дагшйа был мне дороже жизни, но его убил какой-то пастушок - неотесанный, необразованный и ничего не смыслящий в военном искусстве. Я без труда одержал победу над царем рая, но так, похоже, и не понял, в чем смысл жизни» (НП с. 313).

31 БРС 2.4.223

32 БРС 2.4.216

33 БРС 2.4.224-225

128

Казалось бы, Камса проявлял нирведу (самоуничижение или «отчаяние»). Но его эмоции проистекают из враждебного (пратикулйа) отношения к Кришне и потому не являются истинной вйабхичари-бхавой.

А вот другой пример вйабхичарй-абхасы у врага Кришны. Камса сказал Акруре: «Ты так глуп, что принимаешь обыкновенного пастушка за Верховную Личность Бога, только потому, что Он победил какого-то безобидного водяного змея! Может, этот мальчик и поднял камешек под названием холм Говардхана, но даже это не так удивительно как то, что ты называешь его Личностью Бога» (НП с. 313). В этом случае, похоже, что Камса проявляет асуйу (злобу или «зависть»). Однако его эмоции родились из враждебного отношения к Кришне и, следовательно, их относят к пратикулйа-вйабхичарй-абхасе.

Анаучитйа-вйабхичарй-абхаса

Подобие вйабхичари-бхавы у неспособных на это

те, Вйабхкчарй-абхаса 1

Пратикулйа кто настроен вр аждебно Анаучитйа неспособные

1 Асатйатвам I Айогйатвам

неподвижные живые

животные существа

Анаучитйа-вйабхичарй-абхаса имеет место, когда преданный видит вйабхичари-бхаву там, где ее на самом деле нет. Эта абхаса может быть двух видов: (1) асатйатвам, несуществование, и (2) айогйатвам, неспособность. Когда преданный считает, что вйабхичари-бхава проявляется в ком-то, у кого ее на самом деле нет, это называется асатйатвам. (Обычно это неподвижное живое существо). В случае айогйатвам преданному кажется, что вйабхичари-бхава проявляется в том, кто, в действительности, не способен испытывать ее во всей полноте (обычно это животные).34

Асатйатвам

Один преданный пытался утешить дерево кадамба, печальное оттого, что Кришна не коснулся даже его тени. «Дорогое дерево кадамба, успокойся. Расправившись со змеем Калией, поселившимся в Ямуне, Кришна придет к тебе и исполнит твое желание» (НП с. 313).

Здесь преданный представляет себе, что кадамба испытывает нирведу (самоуничижение). В действительности же, эта нирведа существует только в уме преданного, а он проецирует ее на дерево. Может быть, дерево и испытывает какой-то вид экстатической любви к Кришне, но не те особые переживания, которыми охвачен преданный. Итак, асатйатвам-анаучитйа - это проецирование вйабхичари-бхавы на тех, у кого реально подобные эмоции отсутствуют.

Айогйатвам

34 БРС 2.4.228

35 В данном случае Шрила Прабхупада переводит слово нирведа как «печаль» и «отчаяние».

129

Этот вид вйабхичарй-абхасы обычно имеет место в случае животных, которые не способны испытывать хитросплетения эмоций вйабхичари-бхавы. Примером этого является высказывание Гаруды (см. НП с. 314).

Лишены ли деревья и животные способности испытывать экстаз?

В обоих случаях предполагается, что деревья и животные не способны должным образом испытывать бхаву, но ведь деревья, павлины и т.п. во Врадже не являются обыкновенными растениями и птицами! Все они - вечные спутники Шри Кришны. Как же тогда их эмоции могут быть асатйатвам (несуществующими) или айогйатвам (неполными)?

Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакура объясняют, что те формы жизни во Врадже, которые выглядят неразумными, на самом деле - освобожденные души, сполна наделенные любовью к Кришне. Именно из-за этой экстатической любви они берут на себя роли деревьев и животных, полностью принимая соответствующие черты разума и поведения. Они идут на это, желая быть полезными в играх Кришны. Если бы, скажем, животные и листва проявили бы свой разум во всей полноте, то их присутствие стало бы помехой в сокровенных супружеских играх Господа.

Исходя из этого, мы можем рассматривать их вйабхичари-бхавы как асатйатвам и айогйатвам.

Состояния вйабхичари-бхавы

«Иногда признаки экстатической любви объединяют в 4 группы под рубриками зарождение, сочетание, объединение и удовлетворение» (НП с. 314).

1. Утпатти, «зарождение» - начало эмоции.

2. Сандхи, «сочетание», - когда соединяются две или более эмоции.

3. Шавалйа, «объединение», -когда одна

Навигация:

Страница 60
Страница 59
-- Страница 58 --
Страница 57
Страница 56