Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 49 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 49

уровне бхавы называют садхака

Агирайа Преданный - источник экстатической любви

i-------------------------`------------------1

Садхака Сиддха

практикующий совершенный

I 1

Сампрапта-сиддхих Нитйа-

сиддха I

совершенный вечно

совершенный

!________________________________L

Садхана-сиддха Крипа-сиддха

совершенныйсовершенный

благодаря практике по милости

ашрайа-аламбана, а термин, используемый для преданного на уровне премы - сиддха- ашрайа-аламбана. Шрила Рупа Госвами определяет преданного-смддху, как того, кто никогда не испытывает материальных страданий, всегда остается под покровительством лотосных стоп Господа Кришны, посвящает всю свою деятельность удовлетворению Господа и постоянно наслаждается счастьем ничем не прерываемой премы.

Шрила Прабхупада так обобщил это: «Когда преданный без устали занимается предан- ным служением и всегда действует в сознании Кришны, постоянно наслаждаясь трансцен- дентными расами взаимоотношений с Кришной, его называют совершенным» (НП с.248).

Совершенные преданные могут относиться к одной из двух категорий:

(1) нитйа-сиддхи - вечно совершенные, и

(2) садхаки - достигшие совершенства.

В достигшие совершенства, свою очередь, делятся на (1) садхана-сиддх - тех, кто обрели совершенство, прилагая целенаправленные усилия, и (2) крипа-сиддх - ставших совершенными по беспричинной милости.

Садхана-сиддха - совершенный благодаря практике

Шрила Рупа Госвами приводит 2 примера преданных, достигших совершенства с помощью практики бхакти-йоги (садхана-сиддха):

(1) «Шримад-Бхагаватам» (3.15.25) и

(2) Маркандея Риши: «Великий мудрец Маркандея Риши достиг совершенства в преданном служении, просто соблюдая эти правила и принципы служения» (НП с.249).

Крипа-сиддха - совершенный по милости

В «Бхакти-расамрита-синдху» мы находим два примера преданных, ставших совершенными по беспричинной милости Кришны (крипа-сиддха): (1) двиджа-патни (жены йагйика-брахманов) и (2) Шукадева Госвами.

Двиджа-патни

Шрила Рупа Госвами приводит слова их мужей, прославляющих своих жен за то, что они

105

удостоились милости Господа, не следуя никакому процессу изменения сознания (См. НП с.249).

Шукадева Госвами

Вот как его прославляет Нарада: «Дорогой Шукадева Госвами, тебе никогда не приходилось жить в ашраме духовного учителя, и, тем не менее, ты постиг глубины трансцендентной мудрости. Ты никогда не совершал суровых аскез, но, несмотря на это, чудесным образом достиг высшей стадии совершенства - любви к Богу» (НП с.250).

Нитйа-сиддха - вечно совершенный

Нитйа-сиддхами, вечно совершенными, называются преданные, которые никогда не разлу- чаются с Кришной. Они находятся на одном уровне со Шри Кришной, поскольку, также как и Его, их никогда не касается майа. «Вечно совершенными называют тех, кто достиг уровня Шри Кришны, обретя вечную, исполненную блаженства жизнь, и своим трансцендентным любовным служением способен привлечь Господа Шри Кришну» (НП с.250).

В «Падма-пуране» Господь говорит Сатьябхаме: «Дорогая жена, не думай, что Мои спут- ники хоть на миг разлучаются со Мной» (НП с.250).

Это подтверждается в другой ссылке из той же пураны: «Когда Верховный Господь возвращается в Свою вечную обитель, Его приближенные возвращаются с Ним и занимают там свои места. Таким образом, материальные законы рождения и смерти не властны над этими вечно освобожденными вайшнавами» (НП с.251).

Шрила Прабхупада, ссылаясь на «Бхагавад-гиту», отмечает, что рождение и деяния преданных - нитйа-сиддх — трансцендентны, так же, как рождение и деяния Верховного Господа.12 Вечное положение нитйа-сиддх

Как Кришна всегда занимает положение Бога, так и различные нитйа-сиддхи вечно занимают свои места рядом с Ним. Поэтому Шрила Прабхупада пишет: «Мнить себя Яшодой, Нандой или любым другим приближенным Господа так же оскорбительно, как считать себя Кришной» (НП с.251-252).

Нитйа-сиддхам присущи 55 качеств Кришны

Как уже было сказано, Кришна обладает шестьюдесятью четырьмя основными качества- ми, и чистый преданный может развить пятьдесят из них в небольшой степени. Но что каса- ется нитйа-сиддх, они обладают 55 качествами: «Все вечно освобожденные души, сопровож- дающие Господа, бесспорно, обладают первыми 55-ю качествами из этого списка» (НП с.252).

Шрила Прабхупада имеет в виду стих (4.9) из «Бхагавад-гиты»:дэ/ш;ша карма чаме дивйам.

106

Глава 26

Стимулы экстатической любви

БРС 2.1.301-384

В главах 20-25 проводился анализ аламбаны, т.е. рассматривались Кришна и Его преданный как основа экстатической любви. А в 26-й главе обсуждается уддипана, то есть то, что связано с Кришной или Его преданным и стимулирует экстатическую любовь.

Уддипана подразделяется на четыре вида: (1) гуна, качества Господа; (2) чешта, Его приключения; (3) прасадхана, Его украшения и наряд; и (4) пракирна, разные другие стимулы.

Гуна - качества

Качества Кришны подразделяют на 3 категории, относящиеся: (1) к телу, (2) к уму и (3) к речи.

Шрила Прабхупада пишет: «Что касается трансцендентных качеств Кришны, то их можно разделить на 3 группы: качества, присущие Его трансцендентному телу, качества, присущие Его трансцендентной речи, и качества, присущие Его трансцендентному уму» (НП с.253).

Аламбана или уддипана?

Может возникнуть вопрос: поскольку вибхава-аламбана включает в себя Кришну как объект экстатической любви, а тело Кришны, Его ум и слова не отличаются от Него, почему тогда Шрила Рула Госвами относит их к другой категории, уддипана*?

Ответ содержится в «Нектаре Преданности»: «Между Кришной и Его телом нет разницы, и потому трансцендентные качества, присущие Его телу, суть то же, что и Сам Кришна. Но, поскольку эти качества пробуждают в преданных экстатическую любовь, их анализируют отдельно, как особую причину экстатической любви... На специальном языке санскритских терминов такие качества Крипшы, как Его имя и слава, называются источниками любви к Кришне и, в то же время, ее стимулами» (НП с.253-254).

Тело Кришны, Его ум и слова одновременно являются аламбаной и уддипаной, но их также можно рассматривать, как принадлежащие к одной из этих категорий. Если считать их неотличными от Него Самого, то это аламбана, а если рассматривать отдельно (с

Навигация:

Страница 51
Страница 50
-- Страница 49 --
Страница 48
Страница 47