Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 46 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 46

чистого преданного. «Иначе говоря, обыкновенный человек может изведать это трансцендентное наслаждение, только если ему выпадет чрезвычайная удача находиться в обществе преданных или продолжать преданное служение, начатое в прошлой жизни»5 (НПс. 192).

Достижение расы посредством садханы

Шрила Рупа Госвами утверждает, что человек может достичь расы через следование садхана-бхакти, особенно слушая «Шримад-Бхагаватам» и, общаясь с расика-вайшнавами.6 Шрила Прабхупада поводит итог: «Это радостное состояние приходит к человеку либо в результате чтения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», либо в результате общения с людьми, интересующимися духовной жизнью в Сознании Кришны, особенно с теми, кто твердо решил заслужить благосклонность Говинды, занимаясь трансцендентным любовным служением у Его лотосных стоп» (НП с. 193).

Слушая и воспевая, человек постигает блаженство переживания расы. В подтверждение этого Шрила Прабхупада цитирует первую песнь «Шримад-Бхагаватам»: «Все начинается со слушания о Господе Кришне в обществе преданных, которые сами очистили свои сердца, общаясь с чистыми преданными. Слушание повествований о трансцендентных деяниях Господа дает человеку возможность постоянно ощущать трансцендентное блаженство» (НП с.193).7

о

В качестве дополнительного аргумента Шрила Прабхупада ссылается на «Бхагавад-гиту».-

5 Совершенным образом следуя садхане, человек может достичь стадии бхавы. В следующей жизни эта бхава созревает в расу.

6 Расика-вайшнав - тот, кто уже наслаждается расой.

7 Это перевод стихов 1.2.18 и 19 из «Шримад-Бхагаватам»: нашта-прайешв абхадрешу... и тадараджас-тамо- бхавах...

8 Это перевод стиха (18.54) из «Бхагавад-гиты»: брахма-бхутах прасаннатма...

98

Связь расы и садханы

Хотя садхана не может непосредственно даровать расу, между ними есть определенная связь. С верой следуя методу садханы, человек может доставить удовольствие Господу и тем самым привлечь шуддха-саттву в свое чистое сердце, что приведет к пробуждению экстаза преданности - бхавы. Эта бхава созревает и переходит в расу только в том случае, когда ее возбуждают различные «непреодолимые импульсы» (разные виды вибхавы).

Шрила Прабхупада поясняет: «У того, кто, воодушевленный этими эмоциями, постоянно занимается регулируемым преданным служением, стремясь доставить удовольствие Верховной Личности Бога, развиваются два непреодолимых импульса, которые подпадают под определение вибхавы. Так преданный наслаждается трансцендентным блаженством» (НПс. 193).

Шрила Рула Госвами вкратце описал процесс постижения расы. Далее он раскрывает это более подробно, начиная с первого компонента расы -вибхавы.

ВИБХАВА

Определение вибхавы

Шрила Рупа Госвами определяет вибхаву как причину наслаждения любовной привязан- ностью (рати). Шрила Прабхупада переводит это определение так: «Под вибхавой подразу- мевают как раз эту причину или основу наслаждения трансцендентной расой» (НП с. 193).

Краткое описание видов вибхавы

Существует 2 вида вибхавы: (1) аламбана - основная, и (2) уддипана - побуждающая. Для обоснования такого деления Шрила Рупа Госвами цитирует «Агни Пурану»: «Основа, на которой возникает экстатическая любовь, называется вибхавой. Вибхава подразделяется на два вида: основную и побуждающую» (НП с. 193). "Основные " стимулы

Основные стимулы (вибхава-аламбана) - это личности, с которыми рати (привязанность) связана, то есть те в ком ее можно найти. Вкусом трансцендентной привязанности наслажда- ются Кришна и Его преданные. В главах с 21 по 25 это будет обсуждаться подробно.

"Побуждающие " стимулы

Побуждающие стимулы (вибхава-уддипана) - это объекты, возбуждающие рати, при посредстве которых ее можно ощутить. Существует множество объектов, побуждающих Кришну и Его преданного наслаждаться вкусом привязанности: флейта Кришны, отпечатки Его стоп, Его прасадам и т.д. Шрила Прабхупада говорит: "Побуждающая экстатическая любовь — это любовь, которая развивается в преданном при виде того, что напоминает ему о Кришне" (НП с. 194). Подробнее это будет описано в главе 26.

Резюме Шрилы Прабхупады о видах вибхавы

«Необоримая любовь к Кришне может быть вызвана несколькими причинами. Ее источником могут быть: Сам Кришна (вишайа), преданные Кришны (ашрайа) и игра Кришны на флейте (уддипана)» (НП с. 193).

Все компоненты бхавы стимулируют экстатическую любовь

Хотя вибхава является первым из стимулов, преобразующих рати в расу, это не единственный фактор, задействованный в этом превращении. Усиление рати до уровня расы,

99

- результат соединения, взаимодействия всех пяти эмоциональных компонентов - вибхавы, анубхавы, саттвики, вйабхичари и стхайи-бхав.

Шрила Прабхупада говорит: «Экстатическое состояние характеризуется 8-ю трансцен- дентными признаками, проявляющимися в теле преданного. Все эти проявления возможны только в результате смешения пяти упомянутых выше форм экстатических эмоций. Блаженство экстаза немыслимо без совмещения этих пяти экстатических начал» (НП с. 193).

Вибхава-аламбана - основные стимулы

Вибхава-аламбана (личности, которые наслаждаются рати (привязанностью) подразделяется на (1) вишайю и (2) ашрайю. i

Слово вишайа буквально означает «цель». Объектом привязанности является Кришна. Ашрайа означает «пристанище». Таким образом, преданный Кришны - это носитель любви к Господу. В данном контексте слово ашрайа часто переводится как «водоем». Подобно тому, как водоем является хранилищем и источником воды, преданный несет в себе любовь к Богу.

В «Волнах Преданности» для обозначения вишайи мы используем термины «объект привязанности», «объект любви», а для обозначения ашрайи - вместилище любви». Короче говоря, ашрайа - это влюбленный, а вишайа - это возлюбленный.

Вишайа: Кришна как объект экстатической любви

Кришна обладает множеством разных форм. В каждой из них он действует как объект любви Своих преданных. Шрила Рупа Госвами сначала говорит об анйа-рупе, - когда Кришна, чтобы усилить любовь преданного, принимает совершенно другую форму. В Брахма-вимохана-лиле, Кришна принимает формы множества коров и пастушков, и, таким образом, становится объектом экстатической любви Баларамы (см. НП с. 194).

Главы 21 и 22

Качества Шри Кришны

БРС 2.1.19-128

В конце 20-й главы

Навигация:

Страница 48
Страница 47
-- Страница 46 --
Страница 45
Страница 44