Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 44 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 44

до премы Шрила Рула Госвами описывает следующим образом:

адау шраддха татах садху-

санго `тха бхаджана-крийа тато `нартха-нивриттисйат

тато ништхаручис татах атхасактис тато бхавас

татах премабхй уданчати садхаканамайам премнах

прадурбхаве бхавет крамах

«В начале должна быть вера. Затем человек начинает интересоваться общением с преданными. Потом он получает посвящение у духовного учителя и под его руководством следует правилам и предписаниям бхакти-йоги. Таким образом, он освобождается от вредных привычек и становится непоколебимым в преданном служении. Отсюда начинается развитие трансцендентного вкуса и привязанности. Таков путь садхана-бхакти, выполнения преданного служения согласно правилам шастр. Постепенно эмоции усиливаются, и, наконец, пробуждается любовь. Так, постепенно, у преданного, заинтересованного в сознании Кришны, развивается любовь к Богу». (ЧЧ, Мадхья 23.14-15)

Шрила Прабхупада кратко пересказывает эти стихи в «Нектаре Преданности», стр. 187- 188, первый абзац раздела «Общение с чистыми преданными».

Трудности в понимании премы

Часто мы судим о духовном уровне преданного по тому, насколько он выглядит счастливым. К према-бхактам такой подход неприменим. Сознание человека на уровне премы полностью во власти волн трансцендентных эмоций, и он не может даже ощущать внешние проявления счастья и несчастья. Следовательно, в этом случае не следует пытаться измерить уровень преданного обычными мерками.

«О верховная богиня, знай же, что человек, развивший в себе экстатическую любовь к Верховной Личности Бога, и, в силу этой любви, постоянно погруженный в трансцендентное блаженство даже не ощущает ни материального горя, ни счастья, порождаемых телом или умом» (НП, стр. 188).

Дополнительные сведения о преме

Шрила Рупа Госвами отсылает читателя к «Брихат-бхагаватамрите» Шри Санатаны Госвами, где любовные отношения према-бхакти описаны более подробно. Он завершает Восточную Сторону «Бхакти-расамрита-синдху», предлагая почтительные поклоны своему гуру - Санатане Госвами и другим выдающимся Госвами.

93

Южный

Океан

Саманйа-бхагавад-бхакти-раса - основные признаки трансцендентных рас

Первая волна: Вибхава - стимулы экстатической любви

Главы 20-26 «Нектара преданности»

Вторая волна: Анубхава — проявления экстатической любви.

Глава 27 «Нектара преданности».

Третья волна Саттвика-бхава - непроизвольные проявления экстатической любви.

Глава 28 «Нектара преданности».

Четвертая волна: Вйабхичари-бхава — временные переживания в экстатической любви.

Главы 29-31 «Нектара преданности».

Пятая волна: Стхайи-бхава - постоянное настроение в экстатической любви.

Главы 32-34 «Нектара преданности».

94

Южный

Океан

Саманйа-бхагавад-бхакти-раса - основные признаки трансцендентных рас

Первая волна: Вибхава - стимулы экстатической любви Главы 20-26 «Нектара преданности»

Глава 20

Трансцендентная раса

БРС 2.1.1-18 ,.

Мангалачарана

Вступая в Южный океан Бхакти-расамрита-синдху, Шрила Руна Госвами выражает самое глубокое почтение «Санатане». Это слово может указывать как на Самого Шри Кришну (санатана - Вечный Господь), так и на Санатану Госва-ми, старшего брата и духовного учителя Рупы Госвоми. Шрила Прабхупада объясняет: «Под Санатаной можно понимать либо Самого Шри Кришну, либо Санатану Госвами, старшего брата и духовного учителя Рупы Госвами» (НП с. 191).

Шрила Рула Госвами говорит, что «санатана» - это агха-дамано. Таким образом, он прославляет и Кришну как «убийцу Агхасуры», и, одновременно, Санатану Госвами - как того, кто «разрушает грехи» (агха).

Шрила Прабхупада поясняет: «Если под «санатаной» подразумевается Шри Кришна, почтение выражается Ему потому, что Он обладает несравненной красотой и является убийцей демона Агхи, а также потому, что он уничтожает все грехи» (НП с. 191).

ОПИСАНИЕ ЮЖНОГО ОКЕАНА

Южная часть Бхакти-расамрита-синдху описывает то, как преданный наслаждается расой, трансцендентным вкусом. Раса - это не просто вечные отношения души с Кришной. Она проявляется, когда наши любовные отношения стимулируются и усиливаются все больше и больше, достигая своей приносящей блаженство кульминации. Существует пять компонентов расы: вечная привязанность и четыре вида эмоциональных переживаний, усиливающих эту привязанность. В каждой из волн Южной части подробно обсуждается один из этих компонентов. Далее Шрила Рула Госвами приводит краткое описание каждой волны.

95

Первая волна - вибхава

Главы 20-26

Первая волна описывает первый компонент расы, вибхаву.

Вибхава - это то, что возбуждает нашу вечную привязанность к Кришне, усиливая ее д такой степени, что она начинает приносить наслаждение.

Поясним на простом примере, что такое вибхава: мать постоянно испытывае привязанность к своему ребенку, но иногда эта привязанность оттесняется другими мыслям на задний план. Чтобы наслаждаться ею в полной мере, нужна некая побудительная причин: какой-то стимул. Скажем, бывает, что, когда мать любуется прекрасным личиком своег ребенка, ее материнская привязанность к нему резко усиливается, достигая пика и принос ей великое блаженство.

Таким образом, в этом примере лицо ее ребенка соответствует вибхаве, вызывая рост е основной, материнской привязанности до такой степени, что она доставляет огромнс наслаждение матери.

В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада определяет вибхаву как «причины экстаза»

(НП стр. 191).

Вторая волна - анубхава

Глава 27

Во 2-й волне описывается другой компонент расы, анубхава.

Анубхава - это действие, которое является результатом усиления привязанности к Кришг и способствует дальнейшему увеличению этой привязанности.

Мы можем вернуться к тому же примеру: когда привязанность матери соприкасается определенным стимулом, ее сердце переполняют любовные эмоции, которые требук какого-то выражения. Возможно, это проявится в том, что она обнимет своего ребенка. Такс действие относится к анубхаве. Ее желание обнять ребенка порождено усилением любви нем, и само это действие приводит к еще большему увеличению этой любви.

Слово ану в хронологическом или онтологическом смысле означает «следовать». Анубхава - это определенное внешнее действие, совершаемое как результат усиления любовной привязанности. Поэтому Шрила Прабхупада переводит слово анубхава как «последующий экстаз»1.

Третья волна - саттвика-бхава

Глава 28

В 3-й волне описывается 3-й компонент расы - саттвика-бхава.

Саттвика-бхава - это непроизвольная ответная

Навигация:

Страница 46
Страница 45
-- Страница 44 --
Страница 43
Страница 42