Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 42 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 42

такая привязанность к Кришне развивается в обыкновенном человеке, и ему выпадает удача заниматься преданным служением в обществе чистых преданных, он тоже получает возможность достичь уровня чистого преданного служения» (НП, стр.180).

Предыдущий тип рати-абхаса (прати-бимба) более интенсивно отражает бхаву - это подобно отражению в зеркале. Но в случае чхайа рати-абхаса признаки экстаза проявляются не так ясно, - они больше похожи на тень, падающую на землю; то есть имеется лишь смутное подобие подлинного объекта. Поэтому Шрила Прабхупада переводит термин чхайа рати-абхас как «привязанность-тень», а прати-бимба рати-абхас как «отраженная привязанность».

Шрила Прабхупада описывает тень привязанности (чхайа) как пара -трансцендентную Хотя она и слабее, тень привязанности (чхайа) лучше, чем отраженная привязанносп (прати-бимба), потому что в ней меньше скрытых посторонних мотивов.

Преобразование рати-абхаса в подлинную бхаву

Оба этих вида подобий истинного экстаза возникают только благодаря могуществу преданных. Если человек служит вайшнавам, его имитация привязанности може- превратиться в подлинную бхаву. Шрила Прабхупада объясняет: «... даже когда он; [привязанность] проявляется у обыкновенного человека, благодаря его общению с чисть» преданным, она может привести его на ступень совершенства. Но такая привязанность ; Кришне никогда не развивается у того, кто лишен милости личного общения с чистым] преданными» (НП, стр. 181).

Иначе говоря, обрести милость чистого преданного - единственный путь преобразовани наших незрелых эмоций в подлинную бхаву. Эта милость обретается с помощью служения : теряется в результате оскорблений. Если кто-то оскорбляет преданного, то какой б] привязанности он ни достиг - мнимой или настоящей, она уменьшится и может исчезнуть.

Как пишет Шрила Прабхупада: «Насколько общение с чистыми преданными пробуждае в человеке привязанность к Кришне, настолько же оскорбление лотосных стоп чисты преданных может привести к ее уменьшению. Проще говоря, общение с чистым преданными пробуждает в человеке привязанность к Кришне, но, если он оскорбит лотоснь стопы преданного, его отраженная привязанность или трансцендентная привязанность може исчезнуть... Если оскорбление очень серьезное, то привязанность может быть практичес* сведена на нет, а если не слишком, то привязанность может ослабеть, превратившись привязанность второй или третьей категории» (НП, стр. 181).

Наиболее оскорбителен образ мыслей имперсоналистов. Даже если мы просто общаемся ними, наш экстаз преданности будет уменьшаться и исчезнет. Шрила Прабхупада поясняе «Если преданного начинает привлекать идея освобождения или растворения в был

88

брахмаджйоти, его экстаз либо постепенно убывает, доходя до уровня тени привязанности или привязанности пара, либо вырождается в идею аханграхопасаны»67 (НП, стр. 181)

Человек, который общается с имперсоналистами, оскверняется, начинает думать, что он Бог. Шрила Прабхупада говорит: «Они считают, что, поклоняясь себе, они поклоняются высшему целому. Иногда можно видеть, как неофит с большим воодушевлением поет и танцует, находясь при этом под впечатлением, что слился с высшим целым» (НП, стр. 181). Такое оскорбительное умонастроение не оставляет никаких надежд на достижение подлинной бхава-бхакти.

Бхава, которая кажется беспричинной

Если человек, про которого известно, что он серьезно не следовал практике преданного служения, вдруг проявляет признаки экстаза, не стоит сразу же считать его притворщиком или принимать такие проявления за рати-абхас. Его экстаз может быть подлинным: «... когда видно, что человек достиг очень высокого уровня преданности, минуя ступень следования регулирующим принципам, нужно понимать, что этот уровень был достигнут им в прошлой жизни» (НП, стр. 182).

Как относиться к «недостаткам» преданных

Как понимать, что иногда преданный, находящийся на очень возвышенном уровне бхавы, может вдруг совершить какую-либо ошибку? Шрила Рупа Госвами объясняет это тем, что на уровне бхавы греховные реакции еще не полностью уничтожены. На такие «недостатки» не стоит обращать внимания. Просто этот вайшнав благодаря великой силе своей преданности очень скоро достигнет полного совершенства.

Как пишет Шрила Прабхупада: «Иногда это сравнивают с пятнами, различаемыми на полной луне, которые кажутся следами от оспы. Однако эти пятна не могут затемнить сияния полной луны. Подобно этому, небольшие недостатки человека, полностью погруженного в преданное служение, не следует принимать в расчет» (НП, стр. 182).

Восточный

Океан

Бхагавад-бхакти-бхеда: Разновидности преданного служения

Четвертая волна: Према-бхакти - Преданное служение в любви к Богу

Глава 19 «Нектара Преданности»

Термин аханграхопасана относится к поклонению самому себе.

89

Глава 19

Преданное служение в чистой любви к Богу

БРС 1.4.1-21

Девятнадцатая глава рассматривает према-бхакти и, таким образом, представляет собой четвертую волну Восточного Океана.

Мы видим, что эта тема раскрывается в «Нектаре Преданности» очень кратко, так как према - это просто зрелое состояние бхавы, а ее Шрила Рула Госвами уже достаточно подробно описал.

Бхава смягчает сердце, а према размягчает его полностью. Когда бхава достигает высшей точки, она превращается в прему.

Шрила Рупа Госвами называет бхаву лучом премы. И само солнце, и солнечные лучи несут свет, но между ними есть разница в интенсивности излучения. Подобным образом, и бхава, и према характеризуются экстатической любовью к Богу, но любовь на стадии бхавы не настолько сильна, как на уровне премы.

Определение премы

самйан масринита-сванто

маматватишайанкитах бхавах са эва сандратма

будхаих према нигадйате

самйак - полностью; масринита-свантах - которая делает сердце мягким; маматва - чувство обладания; атишайа-анкитах - отмеченное изобилием; бхава - эмоции; сох - та; эва - несомненно; сандратма - очень густая по своей природе; будхаих - учеными людьми; према - любовь к Богу; нигадйате - описывается.

«Когда эта бхава полностью размягчает сердце, и

Навигация:

Страница 44
Страница 43
-- Страница 42 --
Страница 41
Страница 40