Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 41 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 41

бхавы, в отличие от

64

имитатора с каменным сердцем или преданного-материалиста».

Девять надежных признаков

Шрила Рупа Госвами описывает девять отличительных качеств, присущих вайшнаву, действительно находящемуся на уровне бхавы. Эти девять признаков невозможно ни имитировать, ни скрывать, и, таким образом, руководствуясь ими, можно очень хорошо определить, обрел ли преданный бхаву.

1. Авйартха-калатвам - использование времени. Имеется в виду постоянная занятость в преданном служении, 24 часа в сутки.

2. Кшанти - упорство. Преданный остается невозмутимым и терпеливым в условиях, когда другие люди испытывали бы величайшие беспокойства.

3. Виракти - отрешенность.Полное безразличие к объектам чувственного удовлетворения.65

J Данные проявления эмоций будут подробно описаны в двадцать восьмой главе. 64 Предлагаем читателю полностью прочитать текст 2.3.24 из «Шримад-Бхагаватам». 65 Есть два вида отреченности: ваирагйа и виракти. Пока человек не достиг уровня бхавы, он может быть способным проявлять ваирагйу - искусственно держаться в стороне от объектов материальных наслаждений и, таким образом, контролировать чувства. Но по достижении уровня бхавы он будет проявлять высший тип отречения. Это виракти - когда уходит всякий вкус к удовлетворению собственных чувств. При этом чувства всегда остаются под полным контролем, даже когда преданного окружают объекты материального наслаждения.

86

4. Мана-шунйата - отсутствие гордыни. Человек чувствует себя смиренным, даже, если он является очень возвышенной личностью.

5. Аша-бандха - надежда вопреки всему. Твердая вера человека в возможность достижения высшего совершенства с помощью Кришны, даже не смотря на то, что он чувствует себя слабым и абсолютно неспособным добиться этого самостоятельно.66

6. Самуткантха - горячее желание обрести чистое любовное служение.

7. Нама-гане сада ручи- постоянное желание повторять Харе Кришна.

8. Асактис тад-гунакхйане - привязанность к прославлению качеств Кришны.

9. Притис тад-васати стхале - стремление жить в дхаме Господа.

Перечислив эти девять отличительных черт, Шрила Рупа Госвами, по отдельности, дает им определение и иллюстрирует каждую из них примерами из шастр (см. НП, стр. 174-179).

Проявление признаков экстаза в неофитах и непреданных

Иногда может показаться, что кто-то из непреданных также проявляет признаки экстаза. Но на самом деле это не что иное, как мирские эмоции. Настоящий экстаз - достояние возвышенных преданных, обладающих исключительно сильной привязанностью к Господу. Признаки бхавы никогда не могут проявиться в людях, склонных к чувственным наслаждениям или стремящихся к освобождению. «Рупа Госвами говорит, что привязанность, присущая чистым преданным, никогда не может полностью развиться в сердцах людей, работающих ради наслаждения плодами своего труда или философов- эмпириков» (НП, стр. 179).

Что уж говорить о непреданных, когда даже те, кто неустанно следуют методу садхана- бхакти, могут не достичь бхавы? Шрила Прабхупада пишет: «Кришна очень старательно оберегает эту привязанность и дарует ее только Своим чистым преданным. Такая чистая привязанность к Кришне недоступна даже обыкновенному преданному, не говоря уже о тех, чьи сердца осквернены кармической деятельно-стью и ее последствиями, и тех, кто запутался в философских спекуляциях» (НП, стр. 179).

Что же до неофитов и непреданных, проявляющих порой какие-то эмоции, похожие на признаки бхавы, то это называется рати-абхас: всего лишь отражение бхавы. Существуют два видарати-абхаса: (1) прати-бимба - «отраженный», и (2) чхайа - «тень».

Отраженная привязанность - прати-бимба рати-абхас

Бывает, что человек совершает преданное служение с неким скрытым мотивом: ради какой-нибудь материальной выгоды или освобождения. В таких случаях, хотя мотив нечист, сама практика часто бывает очень интенсивной. Занимаясь преданным служением в обществе возвышенных преданных, такой человек может ощутить нечто, похожее на экстаз, поскольку в зеркале его сердца отражается подлинная бхава возвышенных преданных.

Шрила Прабхупада так пишет об этом: «Бывает, что человеку, который, на самом деле, привязан к материальным наслаждениям или освобождению, выпадает удача общаться с чистыми преданными, занятыми воспеванием Святого Имени Господа. По милости Господа такой человек может тоже начать воспевать Святые Имена. И тогда, просто благодаря

Осознав себя, человек совершенным образом понимает свою незначительность и беспомощность, - что сам по себе он вообще ни на что не способен, а тем более обрести высший, самый редкий дар - кришна-прему. И это повергает преданного в отчаяние. Однако то же осознание своей сущности приводит его к пониманию безграничного величия Господа, Его могущества и Его неизменной дружеской привязанности ко всем живым существам. Поэтому, хотя преданный считает себя неспособным ничего достичь самостоятельно, он твердо верит, что Кришна поможет ему. Таким образом, он развивает полную веру в достижение высшего успеха, несмотря на все свои недостатки.

87

общению с чистыми преданными, свет, подобный лунному, исходящий из их сердец, отражается в нем, и под влиянием чистых преданных он может проявить некое подобие привязанности...» (НП, стр. 180).

Теневая привязанность - чхайа рати-абхас

Иногда случается, что человек занимается преданным служением в силу общественных традиций или ради любопытства. И, хотя по сравнению с отраженной привязанностью это преданное служение менее интенсивно, побуждение к деятельности в этом случае более чистое. Такие люди могут проявлять слабое подобие признаков экстаза, особенно, когда они присоединяются к киртану, посещают большие праздники, приезжают в Святую Дхаму или случайно оказываются в обществе святых людей.

Шрила Прабхупада объясняет: «Отраженная привязанность или привязанность пара развивается в человеке в процессе общения с чистым преданным или во время посещения им святых мест, в частности Вриндавана или Матхуры, и если

Навигация:

Страница 43
Страница 42
-- Страница 41 --
Страница 40
Страница 39