Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 39 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 39

энергия познания, или несущая знание, хладини -энергия преданности.

Самвит-шакти - внутренняя энергия познания Господа, нисходит в сердце, наделяя человека способностью познавать Бога и ощущать Его. Хладини-шакти - энергия преданности, также нисходит в сердце преданного, давая ему возможность полностью проявить блаженную любовь к Господу. Когда эти божественные энергии познания и любви соединятся в сердце человека, он сможет начать наслаждаться Кришной как наивысшим объектом любви, во всей полноте. Это - бхава-бхакти, пробуждение любви к Богу.

Второстепенные признаки

Второстепенные отличительные черты бхавы таковы: (1) она размягчает сердце и (2) усиливает различные вкусы.

Размягчение сердца

Мягким считается сердце, которое может легко волноваться и меняться под воздействием эмоций. «Шримад-Бхагаватам» (2.3.24) описывает это так: «Если, сосредоточенно повторяя святое имя Господа, человек не испытывает экстаза, если его глаза не наполняются слезами, а волосы не встают дыбом, значит его сердце заковано в железо».

Шрила Прабхупада поясняет: «В тантрах в связи с этим говорится, что экстаз является первым признаком проявления чистой любви к Личности Бога. На этой стадии человека иногда охватывает дрожь, и из глаз его текут слезы» (НП, стр.169).

В приведенном отрывке Шрила Прабхупада сначала определяет главную отличительную черту бхавы, говоря, что экстаз (бхава) - это первый признак чистой любви к Богу (премы). Затем он дает определение ее второстепенной особенности, указывая на то, что сердце человека размягчается до такой степени, что такие эмоциональные проявления часто становятся видимыми.

Короче говоря, отличительной чертой преданного, находящегося на уровне бхавы, является то, что его сердце очень легко возбуждается методами сознания Кришны.

Усиление различных вкусов

Существуют три вида «вкусов», или желаний в преданном служении, которые расцветают в человеке, достигшем стадии бхавы: (1) прапти-абхилаша — желание достичь Кришны; (2)

Это соединение самвит и хладини называется шуддха-саттва. Находясь в соприкосновении с шуддха-саттвой, человек чувствует одновременно прилив энергии (пушти) и удовлетворение (тушти). Самвит-шакти наполняет преданного энергией, т.к. он все больше понимает Кришну, а хладини-шакти приносит удовлетворение за счет того, что человек обретает преданность Кришне.

82

в

анукулйа-абхилаша - желание удовлетворять Кришну различными видами служения; (3) саухарда-абхилаша - желание быть дорогим сердцу Кришны.

Природа бхавы

Когда появляется бхава, она полностью овладевает сознанием человека, и при этом как бы сливается с умом - так, например, железный прут, помещенный в огонь, до такой степени насыщается свойствами огня, что сам становится подобен огню. Такое состояние называется тад-атмака.

Шрила Прабхупада описывает это как ссшадхи: «Проявившись внешне, эти признаки остаются в уме, и такой продолжающийся экстаз называют самадхи» (НП, стр. 170).

По своей природе бхава исполнена блаженства, и, кроме того, она пробуждает у предан- ного вкус к слушанию об играх Господа, стремление осознать их сладость, поэтому Шрила Прабхупада пишет: «Блаженство, испытываемое на этой ступени, становится для преданного стимулом к дальнейшему развитию его любовных отношений с Кришной» (НП, стр. 170).

Достижение бхавы

По мнению Шрилы Рулы Госвами, существуют два пути развития бхавы: (1) благодаря стойкому следованию духовной практике и (2) благодаря милости Кришны или Его преданного. «Достичь стадии экстаза можно либо постоянно общаясь с чистыми предан- ными, либо по особой милости Кришны или чистого преданного Кришны» (НП, стр. 170).

Здесь Шрила Прабхупада фактически приравнивает «общение с чистыми преданными» к «следованию практике преданного служения». Дело в том, что у чистого преданного нет иного занятия, кроме прославления Господа и слушания о Нем. Поэтому общение с таким преданным, естественным образом, подразумевает следование практике преданного служения.

Шрила Прабхупада пишет: «Вот почему так важно постоянно общаться с чистыми преданными, которые по утрам и вечерам поют и повторяют мантру Харе Кришна. Это позволит человеку очистить сердце и развить в себе экстатическую любовь к Кришне» (НП, стр. 171).

Бхава, обретенная посредством практики (садхана)

Бхава, которую обретают с помощью практики, может относиться к одной из двух категорий: (1) бхава, достигнутая через практику ваидхи-садхана-бхакти и (2) бхава, обретенная с помощью рагануга-садхана-бхакти.

Бхава

посредством практики по милости

ваидхи рагануга

Посредством ваидхи-садханы

История жизни Нарады Муни является примером того, как можно достичь бхавы, посредством ваидхи-садханы. Служение Нарады бхактиведантам можно считать ваидхи- садханой, потому что оно было мотивировано не его личной особой привязанностью к

Об этом говорит Джива Госвами в комментарии на «Бхакти-расамрита-синдху» 1.3.1

83

Кришне, а обязанностью следовать наставлениям шастр. Служа этим великим душам, о получил возможность регулярно слушать кришна-катху из их уст и, таким образом, доств уровня бхавы.

Вот хорошее подтверждение того, что ваидхи-бхакти - это не что-то несерьезное легковесное. Ваидхи-бхакти также приводит к бхаве, и даже такой великий преданный, ка Нарада Муни, достиг совершенства через ваидхи.

Пример с Нарадой Муни подтверждает, что бхава предвещает появление премы. Кг объясняет Шрила Прабхупада: «Экстатическая любовь предшествует чистой любви Кришне, и в следующем стихе Нарада подтверждает это, говоря, что, слушая рассказ великих мудрецов, он постепенно развил в себе любовь к Богу» (НП, стр.171).

В подтверждение возможности достижения бхавы посредством постоянного слушаю наставлений чистых преданных, Шрила Рупа Госвами цитирует слова Господа Капиладев] Шрила Прабхупада так раскрывает смысл этой ссылки: «... когда говорит челове осознавший себя, занимающийся служением Господу, он способен пробудить стремление духовной жизни в тех, кто его слушает. Поэтому так важно искать общества чисты беспримесных преданных, и в процессе общения с ними и служения преданный- неофи

Навигация:

Страница 41
Страница 40
-- Страница 39 --
Страница 38
Страница 37