Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 38 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 38

отцом Кришны» (НП, стр. 167).

Шрила Рула Госвами предупреждает об опасности стремления к непосредственным отношениям, это особенно касается родительских отношений. Желая стать отцом Кришны, человек может неумышленно развить в себе стремление стать самим Нандой Махараджей. Это не меньшая майавада, чем желание стать Самим Кришной. Если человек оскверняется такой причастностью к майаваде, то, какого бы прогресса он ни достиг, все будет потеряно.

Шрила Рула Госвами приводит пример самбандхануга-садхана-бхакти: «В «Сканда Пуране» рассказывается о старике, жившем в Хастинапуре, столице Пандавов, который мечтал, чтобы Кришна стал его возлюбленным сыном. Нарада посоветовал этому пожилому человеку следовать по стопам Нанды Махараджа, и так его мечта исполнилась» (НП, стр. 167-168).

БРС 1.2.203 - Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняют, что, если кто-то стремится развить в себе настроение супружеского служения Кришне, но при этом его желание не настолько сильно, чтобы преодолеть страх к пренебрежению должным этикетом в служении Господу (т.е. он не поднимается над уровнем ваидхи- бхакти), то его супружеское влечение позволит ему достичь свакийи или служения, выполняемого царицами Двараки.

79

Другая терминология

Шрила Рупа Госвами заканчивает обсуждение рагануга-садхана-бхакти, отмечая, что для обозначения рагануга-садханы некоторые преданные (Валлабха-сампрадайа) используют термин пушти-марг. Шрила Прабхупада говорит: «Этот путь преданного служения иногда называется пушти-маргом» (НП, стр. 168).

Восточный

Океан

Бхагаеад-бхакти-бхеда: Разновидности преданного служения

Третья волна: Бхаеа-бхакти - преданное служение в экстазе

Главы 17-18 «Нектара Преданности»

Глава 17

Экстатическая любовь

БРС 1.3.1-24

В начале семнадцатой главы Шрила Прабхупада кратко излагает суть Третьей Волны «Бхакти-расамрита-синдху», описывающей бхава-бхакти.

Как уже упоминалось во второй главе, смысл выполнения садхана-бхакти заключается в пробуждении бхавы. Поэтому Шрила Прабхупада говорит: «Итак, в предшествующих главах были описаны признаки преданного служения и то, как заниматься преданным служением, используя свои нынешние чувства, чтобы постепенно достичь уровня экстатической спонтанной любви» (НП, стр.169).

Очевидно, что целью (садхйей) нашей практики преданного служения (садханы) является бхава. Шрила Прабхупада объясняет: «Регулируемое преданное служение бывает деятельным и результативным. Результативная стадия преданного служения называется бхавой, экстазом» (НП, стр.169).

80

Садхана называется «деятельной», так как она включает в себя практику преданного слу- жения. Бхава названа «результативной» потому, что она будет тем результатом, к которому приведет эта практика.Шрила Прабхупада относит и садхану и бхаву к «регулируемому преданному служению». Слова «регулируемое преданное служение» являются переводом слова «чештарупа», а не «ваидхи-садхана». Это объясняется в следующем абзаце.

Чистое преданное служение состоит из двух частей: (1) чештарупа - преданное служение, выполняемое посредством усилий и (2) бхаварупа - преданное служение, которое совершается эмоциями.

«Регулируемое преданное служение бывает деятельным и результативным». Это указывает на то, что категория чештарупа, в свою очередь, подразделяется на две составляющих: 1) «деятельная» - усилия, которые приводят к бхаве и 2) «результативная» - усилия, которые порождаются бхавой

Определение и признаки бхава-бхакти

Шрила Рула Госвами дает следующее определение бхава-бхакти (см. НП, стр.169).

шуддха-саттва-вишешатма

према-сурйамшу-самйа-бхак ручибхиш читта-масринйа-

крид асау бхава учйате

шуддха-саттва — ничем не оскверненная благость; вишеша - сличающаяся; атма - чья природа; према - любви к Богу; сурйа - как солнце; амшу - луч; самйа-бхак - подобный; ручибхих - разнообразными вкусами; читта - сердца; масринйа - мягкость; крит - которое вызывает; асау - эта мягкость; бхавах - эмоции; учйате - называется.

«Когда преданное служение совершается на трансцендентном уровне чистой благости, оно подобно солнечному лучу любви к Кришне. Такое преданное служение смягчает сердце человека с помощью различных вкусов, и это называется бхава (эмоции)». (ЧЧ, Мадхья,23.5)

Главная отличительная черта

Главной характерной особенностью бхавы является шуддха-саттва-вишешатма, т.е. это стадия, на которой шуддха-саттва входит в сердце преданного. Термин шуддха-саттва относится не к материальной гуне благости, а к внутренней энергии Господа, пробуждающей спящую любовь живого существа к Кришне.

Как семя, посаженное в землю, не сможет прорасти без соприкосновения с солнечной энергией в виде тепла и света, так и любовь к Богу {према) сравнивается с семенем, которое находится в спящем состоянии в сердце каждого живого существа. Оно не может прорасти без соприкосновения с внутренней энергией преданности Господа, шуддха-саттвой.

Когда человек страстно хочет служить Господу, по милости чистого преданного, энергия шуддха-саттвы может войти в его сердце.

К усилиям, приводящим к бхаве {чештарупа, садхана) относятся слушание, повторение, поклонение и т.д. Усилия, порождаемые бхавой {чештарупа, садхйа) — это анубхава, и они будут подробно описаны в 27 главе. Кратко, анубхава — это усилия, которые совершает преданный, чувствуя влечение к Кришне. Например, когда в нем возрастает настроение братской любви, анубхавой может быть то, что он будет стремиться играть с Кришной.

81

А касаясь сердца, она дает энергию дремлющему там семени премы и побуждает его прорастать (анкура). Поэтому Шрила Рупа Госвами описывает бхаву как преманкура («первый росток премы»).

Термин према-сурйамшу - «луч солнца премы» также указывает на это. Бхава - солнечный луч, према - само солнце. Солнце и солнечный луч качественно неотличны, но между ними есть различие в интенсивности. Бхава - это начало премы, как рассвет является началом дня. Видя первые лучи зари, можно быть уверенным, что солнце скоро полностью взойдет. Точно также, когда человек достигает бхавы, нужно понимать, что полный свет премы проявится очень скоро.

Как нисходит ьиуддха-саттва?

По мнению Шрилы Рулы Госвами шуддха-саттва включает в себя энергии Господа самвит и хладини. Самвит - это

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36