Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 45 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 45

реакция, возникшая в результа- усиления привязанности к Кришне и которая, в свою очередь, служит причиной дальнейше: увеличения этой привязанности.

Оба способа проявления внутренних эмоций - анубхава и саттвика-бхава - являют- результатом усиления привязанности к Кришне, но у них есть одно существенное различи В случае анубхавы преданный сознательно решает, каким образом он хочет выразить свс экстатическую любовь. Саттвика-бхава, однако, это ничем не опосредованы непроизвольные действия, исходящие непосредственно от наполненного духовнь блаженством сознания.

Существует 8 видов саттвика-бхавы, таких как вставшие дыбом волосы, оцепенеш слезы и т. д. Эти проявления называются саттвикой, так как они возникш непосредственно из души, наполненной шуддха-саттвой, - что является истиннс

1 "Subsequent ecstasy". Толковый словарь Вебстера определяет слово subsequent как: а) появляющийся или приходящий позже или вслед за чем-либо; б) следующий; следующий по порядку.

96

изначальной природой живого существа. Поэтому Шрила Прабхупада определяет саттвика- бхаву как «органический»* или «экзистенциальный экстаз».2

Четвертая волна - вйабхичари-бхава Главы 29 - 31

В четвертой волне описывается четвертый компонент расы - вйабхичари-бхава.

Вйабхичари-бхава - это эмоциональное переживание, которое является результатом усиления привязанности к Кришне, украшает и еще более стимулирует ее.

Мы можем усвоить основную идею вйабхичари-бхавы, рассматривая все тот же пример: когда мать видит, как ее малыш беззаботно ползет по краю обрыва, ее любовь к нему, укра- шенная оттенком чрезвычайной тревоги, резко усиливается. Такие сильные эмоциональные переживания относятся к вйабхичари-бхаве - временным эмоциям, возникающим в резуль- тате усиления привязанности, украшающим и еще больше стимулирующим эту привязанность.

Трансцендентный пример: когда мама Яшода увидела Кришну, обвитого смертельными кольцами Калии, ее любовь к Нему мгновенно усилилась, причиняя ей огромные страдания. Это ее горе является вйабхичари-бхавой, которая еще больше способствует проявлению ее естественной материнской склонности испытывать беспокойство за своего сына.

Подобно волнам, вйабхичари-бхавы поднимаются из океана нарастающей привязанности к Кришне, украшают эту привязанность и придают ей особый аромат, а затем возвращаются снова в океан, чтобы еще больше усилить его.

Шрила Прабхупада определяет вйабхичари-бхаву как «энергичный экстаз».

Пятая волна - стхайи-бхава

Главы 32-34

В пятой волне описывается пятый, последний компонент расы - стхайи-бхава.

Стхайи-бхава - это постоянное настроение преданного в привязанности к Кришне (пассивного обожания, слуги, друга, родителей и т. д.). Шрила Прабхупада определяет стхайи-бхаву как «непрерывный экстаз».

Другое название стхайи-бхавы - рати.

Раса

Под словом раса обычно понимают наши вечные отношения с Кришной. Строго говоря, здесь есть неточность. Правильное название для этих отношений - рати, а не раса. Раса проявляется, когда вышеупомянутые бхавы возбуждают рати и безгранично усиливают ее. Вкус расы можно почувствовать, когда определенным образом соединяются эти пять бхав.

Шрила Прабхупада поясняет: «Различные типы рас в их совокупности помогают человеку ощутить истинный вкус преданного служения, давая ему возможность испытать высочайшую степень духовного экстаза» (НП с. 192). «Блаженство экстаза немыслимо без совмещения этих пяти экстатических начал» (НП с. 193).

Шрила Рупа Госвами говорит, что вкус расы настолько изумителен, что он всегда остается апурвата: ни с чем не сравнимый, вечно свежий и новый, как будто его испытывают впервые. Поэтому Шрила Прабхупада пишет: «Несмотря на то, что это

* "constitutional"

2 Толковый словарь Вебстера определяет слово «constitution» как: способ организации или образования чего- либо; устройство; композиция. Живое существо состоит из брахмана, духа. Таким образом, сущность живого существа заключается в том, что оно является духовной душой. Экстаз, возникающий непосредственно из души наполненной шуддха-саттвой, называется саттвика-бхавой - «органическим экстазом». л Другое название вйабхичари-бхавы - санчари-бхава. Эти термины полностью идентичны друг другу. 4 В этой цитате Шрила Прабхупада использует термин раса для обозначения пяти типов бхавы.

97

-4ИР*

трансцендентное состояние целиком выходит за пределы нашего опыта, мы вслед зг Шрилой Рупой Госвами, насколько это в наших силах, пытаемся его описать» (НП с. 192).

Чтобы дать нам какое-то представление о трансцендентных предметах, Шрила Прабхупада описывает их способом, доступным нашему пониманию. Он сравнивает неизвестный нам сейчас вкус вечных отношений души с Кришной с тем вкусом, который мы можем почувствовать, занимаясь практическим преданным служением (садханой). «Как правило, это наслаждение доставляет нам повторение святых имен, слушание, поклонение в храме и служение Господу» (НП с. 192).

Тем самым он подсказывает нам направление, идя в котором, мы сможем достичь трансцендентного уровня переживания расы.

Достижение расы

В одной из предыдущих глав Шрила Рула Госвами сделал следующее утверждение отно- сительно садханы: «Тот, кто раньше никак не был связан с преданным служением, не может встать на этот путь» (НП с. 44). И все же Шрила Прабхупада отмечает в своих коммен- тариях: «Но даже если человек раньше не имел никакого отношения к преданному служе- нию, если он по чистой случайности проявит интерес к наставлениям чистого преданного, он тоже может встать на этот путь и прогрессировать в преданном служении» (НП с. 44).

В 20-й главе Шрила Рупа Госвами опять повторяет свое уже встречавшееся утверждение теперь уже в приложении красе: «Далеко не каждый в процессе преданного служения может испытать блаженство трансцендентной расы, так как это сладостное любовное состояние возникает только в результате деятельности, которую человек совершал в прошлой жизни, или благодаря общению с чистыми преданными» (НП с. 192).

И снова Шрила Прабхупада отмечает, что почувствовать вкус расы можно также по милости

Навигация:

Страница 47
Страница 46
-- Страница 45 --
Страница 44
Страница 43