Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 34 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 34

эгоистичное желание, а духовное вожделение проистекает из чистого бескорыстного желания. В миру каждое действие является эгоистичным; в духовном мире вся деятельность совершается бескорыстно и направлена исключительно на удовлетворение Верховного Господа. Кажущийся эгоизм

Иногда может показаться, что жители Вриндавана делают что-то для себя, но, на самом деле, они действуют только для удовлетворения Господа. Они знают, что Кришна доволен, когда счастливы Его преданные, и это единственная причина того, что иногда может показаться, будто они стараются ради собственного счастья.

Кама - «вожделение»

Духовные взаимоотношения никогда не бывают основаны на вожделении или эгоизме. Когда Шрила Рупа Госвами называет отношения Кришны с гопи «вожделением» (камарупа), он использует данное слово лишь в переносном смысле, чтобы дать нам какое-то представление об этом. Как объясняет Шрила Прабхупада: « ... когда ученые описывают экстатическую любовь гопи к Кришне, уподобляя ее материальному вожделению, это, разумеется, нельзя понимать буквально. Это не более чем попытка описать и понять их трансцендентное состояние» (НП, стр. 160).

Гопи страстно стремятся удовлетворять Кришну, сила этого желания - выше нашей способности понять. Сравнивая его с мирским вожделением, которое для нас является наиболее затягивающим и непреодолимым побуждением, мы можем получить хоть какое-то впечатление о силе желания гопи служить Кришне.

Нужно очень тщательно уяснить, что супружеские любовные взаимоотношения Кришны и гопи безукоризненны и полностью трансцендентны. Внешне эти отношения могут походить на проявления мирского вожделения, но, в действительности, они продиктованы чистейшей, свободной даже от малой толики эгоизма, премой.

Свидетельство чистоты духовного «вожделения» *

В доказательство трансцендентной чистоты гопи Шрила Рупа Госвами приводит высказывание великого преданного Уддхавы. Несмотря на то, что Уддхава был полностью

71

свободен от всякого влечения к мирским любовным отношениям, он прославлял любовь девушек Враджа к Кришне. Кроме того, Шрила Прабхупада добавляет пример Шри Чайтаньи Махапрабху - строгого саннйаси, который также превозносил отношения Кришны с гопи. Если бы гопи находились под воздействием мирского сексуального желания, то эти два великих преданных, обладающих непререкаемым авторитетом в духовной науке, никогда бы не стали прославлять их (см. НП, стр.160).

Трансцендентная кама, смешанная с мирской камой

Чтобы еще больше подчеркнуть божественную чистоту любви гопи к Кришне, Шрила Рупа Госвами упоминает Кубджу, чье влечение к Кришне не было таким же чистым, как у девушек Враджа. Эгоистичное желание, которым слегка окрашено ее влечение, исключило его из категории камарупа и отвело этому чувству более низкое положение камапрайа - «как бы вожделение».

Глава 16

Продолжение описания спонтанной преданности

БРС 1.1.288-309

В этой главе Шрила Рупа Госвами продолжает анализ спонтанного преданного служения. Как уже упоминалось, спонтанная любовь, которую проявляют жители Вриндавана, имеет две формы: 1) камарупа - чувственное влечение и 2) самбандхарупа - взаимоотношения. Пятнадцатая глава закончилась анализом камарупы. Глава шестнадцатая начинается с краткого анализа самбандхарупы.

Самбандхарупа - взаимоотношения

Точно так же, как камарупа (чувственное влечение) представляет собой сильную привязанность к служению в настроении возлюбленной, самбандхарупа (взаимоотношения) относится к сильному желанию служить Кришне в настроении родителей, друга или слуги.

«Нет необходимости обсуждать»

Обе категории - камарупа и самбандхарупа относятся к вечным жителям Вриндавана, которые находятся на уровне совершенной спонтанной любви. Однако, главной темой пятнадцатой и шестнадцатой глав является практика спонтанной преданности (рагануга- садхана), а не совершенная спонтанная предан-ность (рагатмика-према). Таким образом, Шрила Рупа Госвами представ-ляет тему рагатмика-бхакти только кратко. Шрила Прабхупада говорит: «Обсуждать эту любовь на стадии регулируемого преданного служения нет необходимости, т.к. на более высокой ступени она должна развиться сама» (НП, стр. 162).

РАГАНУГА-БХАКТИ

Спонтанное преданное служение (рагануга-бхакти) - это вид духовной практики, предназначенный для зрелых преданных; его целью является развитие в себе эмоций какого- либо вечного спутника Кришны (рагатмика-бхакты). Прежде чем описывать методы этой практики, Шрила Рупа Госвами объясняет, кто может заниматься ею.

72

Главное качество, необходимое для практики спонтанного преданного служения

Для того, чтобы заниматься рагануга-бхакти необходимо просто спонтанное внутреннее желание служить Кришне в каких-то определенных взаимоотношениях. Оно может пробудиться в процессе слушания о вечных жителях Вриндавана. В «Нектаре преданности» это описывается так: «Стремление уподобиться какому-то определенному преданному развивается в человеке постепенно, и такую деятельность называютраганугой» (НП,стр. 163).

В «Чайтанья-Чаритамрите» Шрила Прабхупада полностью перевел этот стих из «Бхакти- расамрита-синдху»:

тад-тад-бхавади мадхурйе

шруте дхир Над апекшате * натра шастрам на йуктим ча

тал лобхотпатти-лакшанам

«Когда возвышенный, осознавший свою природу преданный слышит о деяниях жителей Вриндавана, находящихся в настроениях шанта, дасйа, сакхйа и мадхурйа, он очаровывается этим, и разум его также привлекается. Тут же он начинает жаждать этого особого вида преданности. Когда пробуждается такая жадность, разум человека больше не зависит от наставлений шастр, логики или доводов» (ЧЧ, Мадхья 22,155).

Рагануга-бхакта в своем преданном служении руководствуется не предписаниями священных писаний, а только сильным стремлением обрести такое же служение, как у какого- либо жителя Вриндавана. Шрила Прабхупада так говорит об этом: «Преданные, относящиеся к категории рагануги, не очень строго придерживаются регулирующих принципов преданного служения, но в них стихийно возникает привязанность к таким вечным преданным, как Нанда или Яшода, и желание следовать их примеру» (НП, стр. 162-163).

Никогда нельзя забывать следующий важный момент: то, что рагануга-бхакты находятся «выше регулирующих принципов», означает, что их вдохновение на преданное служение исходит не от предписаний шастр, а от их собственного

Навигация:

Страница 36
Страница 35
-- Страница 34 --
Страница 33
Страница 32