Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 35

спонтанного влечения. Здесь вовсе не имеется в виду, что рагануга-бхакта не следует правилам и предписаниям, просто побудительным мотивом для него становится любовь (рага), а не правила (видхи).52

Достижение этого уровня

Качество, без которого рагануга-бхакти не может начаться - это горячее стремление (лобха) обрести служение определенного предтного-рагатмики, но такое стремление - не дешевая вещь и дается нелегко. Слово лобха (сильная жадность) относится к тому состоянию, когда единственным и всепоглощающим желанием преданного является стремление определенным образом доставлять удовольствие Кришне. До тех пор, пока в сердце есть какие-либо иные желания, необходимая интенсивность сосредоточения не может проявиться.

Поэтому лобха не может пробудиться до тех пор, пока преданный не достигнет устойчивости, то есть по завершению ступени анартха-нивритти. Обычно, только очень внимательно выслушав «Шримад-Бхагаватам» и освободившись от всех посторонних желаний, человек становится пригодным для практики настоящей рагануга-бхакти.

В выражении «выше регулирующих принципов», термин «регулирующие принципы» относится либо к предписаниям ведической дхармы, либо к 64 ангам садхана-бхакти, а не к «4-м регулирующим принципам»: отказу от мясоедения, опьяняющих и одурманивающих веществ, внебрачных половых связей и азартных игр».

73

Итак, Шрила Прабхупада утверждает: «Необходимо, однако, всегда помнить, что желание следовать по стопам обитателей Враджа не может появиться у человека до тех пор, пока он не очистился от материальной скверны» (НП, стр. 163). Он определяет свободу от материальной скверны так: «Следуя регулирующим принципам преданного служения, человек достигает ступени анартха-нивритти, что означает "очищение от всех видов материальной скверны"» (НП, стр. 163).

Рагануга относится к сфере садханы.

Завершив стадию анартха-нивритти, мы можем приступить к практике рагануга-бхакти. Анартха-нивритти относится к ступени садханы, то есть ниже бхавы и премы. Из этого можно заключить, что рагануга-садхана, хотя и очень высокий уровень духовного развития, все же принадлежит к области садханы. Это еще не бхава и не према.

Избавление от анартх приходит на стадии ништхи. Однако, правда и то, что легкие следы анартх остаются до тех пор, пока человек не достигнет ступени премы. Таким образом, в широком смысле слова можно сказать, что стадия анартха-нивритти не является по- настоящему завершенной до тех пор, пока человек не достигнет стадии премы.

Шрила Рула Госвами и Шрила Прабхупада, тем не менее, не используют здесь этот термин в таком широком смысле слова. В подтверждение приведем следующие аргументы.

Рагануга-бхакти обсуждается во Второй Волне «Бхакти-расамрита-синдху». Вторая волна описывает исключительно садхана-бхакти, Третья волна - бхава-бхакти и Четвертая Волна - према-бхакти. Таким образом, само ее расположение в книге служит явным свидетельством того, что рагануга-бхакти является частью садханы, а не бхавы или премы.

Это же можно понять и из «Нектара наставлений» (текст 8, комментарий). Там Шрила Прабхупада переводит стих 1.2.295 из «Бхакти-расамрита-синдху»: «В трансцендентной обители Враджа (Втрацжа-дхаме) нужно служить Верховному Господу Шри Кришне с тем же чувством, что и Его приближенные, и, приняв непосредственное руководство одного из спутников Кришны, идти по его стопам. Этим методом пользуются как на стадии садханы (духовной практики для живых существ, находящихся в материальном рабстве), так и на стадии садхйи (осознания Бога), когда человек уже является сиддха-пурушей - душой, достигшей духовного совершенства». Итог

Главным условием, позволяющим совершать спонтанное преданное служение является наличие у преданного лобхи (сильного желания служить Кришне в особых взаимоотношениях), которая обычно приходит лишь тогда, когда человек «очистился от материальной скверны».

Как практиковать спонтанное преданное служение?

В «Бхакти-расамрита-синдху» практика рагануга-бхакти описана в трех текстах. Шрила Прабхупада обсуждает эту тему в «Нектаре преданности», начиная с последнего абзаца на стр.163 и вплоть до начала следующего раздела «Супружеская любовь».

Стих 1-й (БРС 1.2.294)

кришнам смаран джанам часйа

прештхам ниджа-самихитам

тат-тат-катха-ратас часау

курйад васам врадже сада

В «Мадхурья-Кадамбини» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет все нюансы ступени анартха-нивритти (3-й поток нектара).

74

кришнам - Господь Кришна; смаран - думая о; джанам - преданный; на - также; асйа - Его; прештхам - очень дорогой; ниджа-самихитам - выбранный им самим; тат-тат-катха ~ к этим темам; ратах - привязанный; ча - и; асау - тот; курйат - должен делать; васам - живя; врадже - во Вриндаване; сада - всегда.

«Преданный должен внутри себя всегда думать о Кришне, избрать очень дорогого слугу Кришны во Вриндаване, постоянно думать об этом слуге и его любовных взаимоотношениях с Кришной, также ему самому нужно поселиться во Вриндаване. Однако, если для преданного физически невозможно отправиться жить во Вриндаван, то он должен находиться там мысленно». (ЧЧ, Мадхья 22.160)

Итак, первое, что рекомендуется в рагануга-бхакти - это думать об отношениях служения между Кришной и Его дорогим преданным. Характер этих отношений и выбор того слуги Господа, на которого нужно медитировать зависит от наших устремлений в преданном служении. Например, тот, кто желает служить Господу в отношениях супружеской любви, может размышлять о настроении и служении какой-либо определенной гопи Кришне- Кишору. Тот, кто хочет быть в отношениях родительской любви с Кришной, может медитировать на настроение мамы Яшоды, которая служит Кумару-Кришне.

Тому, кто стремится постоянно помнить Кришну и Его вечных спутников, рекомендуется принять покровительство Вриндавана. Необходимо жить во Вриндаване не только физически, но и в мыслях, постоянно памятуя о любовных взаимоотношениях между Кришной и Его преданными. Мысленное пребывание во Вриндаване более существенно, чем

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33