Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 32

а рагануга- бхакта «следует по стопам» этих преданных, искренне стараясь достичь их совершенного настроения спонтанной любви.

Последующие тексты подтверждают данный анализ терминологии.

Чайтанъя-Чаритамрита, Мадхъя-лила, 22.154

вираджантим абхивйактам враджа-васи джанадшиу рагатмика анусрита йа са раганугочйате

вираджантим -ярко сияющая; абхивйактам - полностью выраженный; враджа-васи- джана-адишу - среди вечных обитателей Вриндавана; рагатмикам - преданное служение, основанное на спонтанной любви; анусрита - следуя; йа - то; са - которая; рагануга - преданное служение, нацеленное на достижение спонтанной любви; учйате - называется.

«Преданное служение в спонтанной любви ярко проявляется у обитателей Вриндавана. Преданное служение, согласующееся с их преданным служением, называется рагануга- бхакти или следованием по стопам вечных спутников Кришны во Вриндаване» (БРС 1.2.270).

Чайтанъя-Чаритамрита, Мадхъя-лила 22.150

иште сварасике рагах

парамавиштата бхавет танмайи йа бхавед бхактих

сатра рагатмикодита

иште - к желанной цели жизни; сварасики - соответствующей своей собственной изначальной склонности к любви; рагах- привязанность; парама-авиштата - погруженность в служение Господу; бхавет - является; татмайи - основанное на этой трансцендентной привязанности; йа - которое; бхавет - является; бхактих - преданное служение; са - то; атра - здесь; рагатмика-удита - называется рагатмика, или спонтанное преданное служение.

«Когда человек становится привязанным к Верховной Личности Бога, его естественная склонность любить выражается посредством полного погружения в мысли о Господе. Это называется трансцендентной привязанностью, а преданное служение, возникающее из этой привязанности, называется рагатмика, или спонтанное преданное служение» (БРС 1.2.272).

Чайтанъя-Чаритамрита, Мадхъя 22.152

рагамайи-бхактира хайа «рагатмика» нама таха шуни лубдха хайа кона бхагйаван

67

рага-майи - основанное на привязанности; бхактира - преданного служения; хайа - является; рагатмика - спонтанная любовь; нама - имя; шаха шуни - слыша это; лубдха - жадный; хайа- становится; кона бхагйаван - какой-нибудь удачливый человек. «Таким образом, преданное служение, которое основано на раге (глубокой привязанности), называется рагатмика - спонтанное любовное служение. Если преданный жаждет достичь такого положения, его считают наиболее удачливым».

В следующем тексте (ЧЧ, Мадхья 22.153) Кришнадас Кавирадж говорит: «лобхе враджа- васира бхаве каре анугати, шастра-йукти нахи мане - раганугара пракрити» - это стремление развить настроение преданности, свойственное рагатмика-бхактам, является характерной особенностью рагануги.

Заключение

В этих стихах ясно утверждается, что рагатмика-бхакти характеризуется совершенной любовной привязанностью, которую проявляют жители Вриндавана, а рагануга-садхана- бхакти - это метод практики преданного служения для тех, кто стремится развить в себе такое же настроение преданности.

Значение термина рагатмика

Рагатмика, буквально, означает «тот, кто всем своим существом (атма) сильно привязан к Кришне (рага)».

Рага также означает «цвет». Если человек надел красные очки, то он все видит в красном цвете. Точно так же, находясь под влиянием очень сильной привязанности, вы будете видеть объект своего влечения повсюду и постоянно.

Но страсти материального мира - всего лишь слабое и извращенное отражение духовных эмоций. Настоящая рага - это неутолимая жажда доставлять удовольствие Господу Шри Кришне. Такое стремление служить Кришне настолько поглощает сознание преданных, что они даже не могут ни о чем другом и думать, ни при каких обстоятельствах.

Поэтому, Шрила Рупа Госвами определяет рагатмика-бхакти как «самопроизвольную привязанность к чему-либо, когда все мысли человека сосредоточены на объекте его привязанности, и им владеет неотступное желание любви» (НП, стр. 155).

Такую сильную погруженность в мысли о Кришне можно найти только у жителей Вриндавана (и, в какой-то степени, в Двараке). Причина этого объяснялась во 2-й главе этой

48

книги.

Два вида рагатмика-бхакти

Шрила Рупа Госвами делит рагатмика-бхакти на два вида: 1) камарупа - чувственное влечение и 2) самбандхарупа - взаимоотношения.

К категории камарупа относятся преданные, обладающие сильным желанием удовлетворять Господа в настроении супружеской любви. К самбандхарупе относятся преданные, жаждущие доставлять Ему удовольствие в качестве Его родителей, друзей или близких слуг.

Хотя супружеская любовь (кама) является также одним из видов взаимоотношений (самбандха), Шрила Рупа Госвами выделил ее в отдельную категорию, подчеркивая, таким образом, ее превосходство.

«Шримад-Бхагаватам» 7.1.31

Далее Шрила Рупа Госвами приводит стих из «Шримад-Бхагаватам»:

См. ссылку 30.

гопйах камад бхайат камсо

двешач чаидйадайо нрипах самбандхад вришнайах снехад

йуйам бхактйа вайам вибхо

гопйах - гопи; камат- похотливыми желаниями; бхайат - из страха; камсах - царь Камса; двешач - из ненависти; чаидйа-адайо - Шишупала и другие; нрипах - цари; самбандхат - в родстве; вришнайах - Вришни или Ядавы; снехат - из любви; йуйам - вы (Пандавы); бхактйа - преданным служением; вайам - мы; вибхо - о, великий царь.

«Мой дорогой царь Юдхиштхира, гопи, благодаря своему сильному вожделению, Камса из- за страха, Шипгупала и другие цари из-за ненависти, Яду, находясь в родстве с Кришной, вы, Пандавы, благодаря своей великой привязанности к Кришне, а мы, обычные преданные, посредством бескорыстного служения, обрели милость Кришны».

Шрила Рупа Госвами цитирует этот стих в подтверждение своего положения о двух видах рагатмика-бхакти. Мы объясним это немного ниже. Суть данного стиха в том, что нам нужно, так или иначе, погрузиться в мысли о Кришне. Сумев это сделать с помощью любого из методов, упомянутых Нарадой, мы очистимся и достигнем высшего предназначения. Например, хотя Камса и Шишупала боялись и ненавидели Крипшу, эти чувства заставляли их постоянно думать о Нем и, таким образом, они очистились до такой степени, что смогли достичь той же цели, что и гопи.

Рекомендуются ли враждебные эмоции?

Шрила Рупа Госвами и «Шримад-Бхагаватам» вовсе не рекомендуют кому-либо развивать

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30