- служение
Самбхрама-npumu-pamu — служение в духе благоговения и почтения, характеризуется
осознанием превосходства Кришны и сильным желанием служить Ему. Такому служению
прежде всего свойственно почтительность и смирение.
Гаурава-npumu-pamu - дух служения в настроении почтения, сына или кого-то,
находящегося в подобной зависимости.
Прабхута-гйана - сознание того, что Кришна - мой Господь и господин.
Прити - любовь.
Дасы
Характерные черты
Прашрита - «кроткий и скромный», кто постоянно ходит, опустив глаза.
Вишваста - «исполненный веры и бесстрашный» в исполнении очень сокровенного
служения.
Нирдеша-ваша вартти - слуги, по своей природе обладающие вкусом к исполнению
прямых повелений Кришны, связанных с их личным служением.
Винамрита-буддхи — слуги, ясно осознающие положение Крипшы как прабху и повелителя.
Четыре вида дасов
Адхикрита-дас — полубоги, которым поручено определенное служение в материальном
мире.
Ашрита-дас - преданные, нашедшие у Господа защиту.
Шаранагата — те, кто принял прибежище у Господа из страха перед материальным
существованием
Гйаничари — те, кто осознал Брахман, но отказался от желания мокши и принял прибежище
у Господа, зная, что Он - источник Брахмана
Сееа-ништха - те, кто просто любит Кришну и имеют неотступное желание служить Ему
Паришада дас - приближенные управляющие, которые выполняют личное служение.
Ануга дас - близкие спутники Господа во Врадже и Двараке.
261
Три настроения
Дхурйа - те, кто выражает любовь к Кришне, любящие Кришну и служащие Кришне
Дхира - те, кто не служит Господу непосредственно, но нашел прибежище у возлюбленных
Господа.
Вира - те, кто не принимает прибежища ни у кого, кроме Кришны.
Стадии премы
Према - уровень, на котором любовь к Кришне не колеблется и не уменьшается, даже если
на то есть причины.
Снеха - уровень, когда сердце тает, и преданный не может вьшести и мгновения в разлуке с
Кришной.
Рага - уровень, на котором встреча с Кришной превращает даже великое страдание в
счастье, а разлука с Кришной превращает величайшее счастье в горе и преданный готов
расстаться с жизнью.
Встреча и разлука
Айога - разлука.
Уткантхитва - неотступное желание встретить Кришну в первый раз.
Вийога - желание воссоединиться с Господом.
Йога - встреча.
Сиддхи - совершенство; встреча с Кришной впервые.
Тушти - удовлетворение; воссоединение с Кришной.
Стхити - устойчивость; постоянное общение.
Третья волна
Прейо-раса - дружба
Пура-вайасйа - друг, живущий за пределами Вриндавана, в городе. Враджа-сакха - друг во Вриндаване.
Сухрит - благожелатель; немного старше Кришны; с оттенком родительской любви. Сакха - друг; младше Кришны; с оттенком настроения служения. Прийа-сакха - близкий друг; одного возраста с Кришной; чистая дружба. Прийа-нарма-сакха - сокровенный друг; самый сокровенный и возвьппенный преданный в настроении сакхйа. Кришна пользуется услугами таких друзей в своих сердечных делах - они помогают устраивать Его встречи с гопи.
Стадии премы
Пранайа - когда любовь побуждает преданного относиться к Кришне на основе любовного любви и дружбы, свободных от условностей.
Четвертая волна
Ватсалйа-раса - родительская любовь
262
Анукампа - желание оберегать, сострадание и милосердие к Кришне; основное качество, характеризующее ватсалйа-рати.
Пятая волна
Мадхурйа-раса - супружеская любовь
Саджатийа - в контексте мадхурйи, обстоятельства, препятствующие любви Радхи и
Кришны, которые создают другие возлюбленные Кришны.
Виджатийа - в контексте мадхурйи, обстоятельства, препятствующие любви Радхи и
Кришны, которые создают те, кто находится с Кришной в других расах.
Випраламбха - разлука.
Пурва-рага - разлука, предшествующая первой встрече.
Мана - разлука, вызванная гневом возлюбленной.
Праваса - разлука, вызванная физическим расстоянием.
Самбхога - встреча.
Северный океан Косвенная бхакти-раса
Первая волна: хасйа-раса - смех
Тад-анвайи-аламбана - преданный, который занимает положение вишайи-аламбаны в силу
своих отношений с Кришной.
Вторая волна
Адбхута-раса - ошеломление
Сакшат адбхута — изумление, вызванное прямым восприятием. Анумита-адбхута - изумление, вызванное умозаключением.
Третья волна Вира-раса — героизм
Иуддха-вира — доблесть в сражении.
Дана-вира — геройство в щедрости.
Дайа-вира - геройство в проявлении милосердия.
Дхарма-вира - самозабвенная приверженность религиозным принципам.
Четвертая и пятая волны
Каруна-раса и раудра-раса - сострадание и ярость
Кродха-рати — стхайи-бхавараудра-расы - гнев.
Анавахита — невнимательный; те, кто невнимательны, оберегая Кришну.
Сахаси - смелый; те, кто стремительно вовлекает Кришну в опасность
Иршйу - завистливый; те, кто проявляет ненужный гнев на Кришну из-за любовной
ревности.
Ниджа ахита-кари — чей-то личный враг.
263
Кришна ахита-кари - враг Кришны.
Разновидности кродха-рати
Копа - гнев, проявляемый по отношению к врагам. Манйу - гнев по отношению к родственникам. Манйу-пуджйа - гнев на старших родственников. Манйу-самана - гнев на родственников того же возраста. Манйу-нйуна - гнев на младших родственников. Роша — гнев, испытываемый по отношению к возлюбленному.
Шестая и седьмая волны
Бхайананка-раса и вибхатса-раса - страх и отвращение
Вивекаджа - брезгливость, порожденная разумом. Прайики - брезгливость, возникающая в реальной ситуации.
Восьмая волна
Расанам-маитри-вайра-стхити - совместимое и несовместимое смешение рас
Майтри - совместимая раса.
Анги-раса - та,раса в смешении рас, которой служат и которую питают другие.
Анга-раса - та раса в смешении рас, которая служит и питает анги-расу.
Вайра — несовместимая раса.
Вирасата - невкусное сочетание рас.
Девятая волна
Расабхаса - неправильное выражение вкусов
Расабхаса - несовершенная раса.
Упараса - ситуация, когда имеется какое-то нарушение в одном из составляющих элементов
расы.
Анураса - состояние, когда шанта-раса или одна из семи гауна-рас возрастает в преданном,
побуждаемая ситуацией, которая не связана с Кришной.
Апараса - состояние, когда Кришна становится вишаей смеха или других вторичных рас, а
враги Кришны становятся ашраей.
264
Приложение Б
Двенадцать рас и их компоненты
Мукхйа-рати
Шанта-раса - нейтральная любовь
I. Вибхава
Вишайа - четырехрукий Нараяна
Атрайа: атмарамы (мудрецы, достигшие самоосознания) и тапасви (отреченные) Уддипана:
Асадхарана - слушание Упанишад, жизнь в уединенном месте, медитация, знание, видение любых материальных объектов в их связи со всей Вселенной, изучение Веданты и т.д. Садхарана - вдыхание аромата листьев Туласи, предложенных Господу, паломничество, обуздание чувств