Уткантхита (Зап 2) Утпатти (Ю 4) Утпхулла (Ю 2) Утсаха-рати (Ю 5) Уттама-адхикари (вост. 2) Уттама-бхакти (вост. 1)
Харда (вост. 3) Хасйа-рати (Ю 5) Хикка (Ю 2) Хладини (вост. 3) Хункара (Ю 2)
Чапала-сукха (предисл.) Чатушка (Ю 1) Чешта(Ю 1)
Чепггарупа (вост. 3) Читта (вост. 3) Читта вритти (Ю 4) Читта-масринйа (вост. 3) Чхайа-абхаса (вост. 3)
Ш
Шавалйа (Ю 4)
Шанта-рати (Ю 5)
Шанти (Ю 4)
Шарангата (Зап 2)
Шваса-бхума (Ю 2)
Шока-рати (Ю 5)
Шри бхагаватартхасвадо (вост. 2)
Шри кришна-дикшади-шикшанам
(вост. 2)
Шри кришнакаршини (вост. 1)
Шри-бхагавад-бхакта-санго (вост.
3)
Шри-муртер-ангхрисеване (вост.
2)
Шри-нама-санкиртанам (вост. 2) Шубхада (вост. 1) Шуддха-рати (Ю 5) Шуддха-саттва (вост. 3)
254
Восточный океан
Разновидности преданного служения
Предисловие
Бхакти - преданное служение.
Раса - вкус, сок; вкус наслаждения от взаимоотношений.
Бхакти-раса - вкус наслаждения, даруемый преданным служением.
Амрита - бессмертный, нектар (напиток, делающий бессмертным); указывает на то, что наслаждение от
преданного служения вечно.
Синдху - океан; подразумевается, что наслаждение в преданном служении безгранично.
Бхога-тйага — указывает на то, что мирские удовольствия связаны с постоянным чередованием наслаждения и
отречения.
Чапала-сукха - мерцающее счастье; указывает на то, что мирское счастье недолговечно.
Первая Волна
Саманйа-бхакти - общее описание преданного служения
Мангалачарана - благоприятное обращение; предшествует любому начинанию вайшнава, особенно литературному. В нем определяется тема, предлагается почтение, и даются благословения. Акхила-расамрита-мурти - Кришна, полное воплощение всех вкусов.
Определение чистого преданного служения
Уттама-бхакти - чистое преданное служение, преданное служение высочайшего уровня.
Сварупа-лакшана - главные качества; определяют суть предмета или личности.
Татастха-лакшана - второстепенные качества; более подробно определяют предмет (личность), качества, не
характеризующие его суть.
Анушилана - деятельность {шиланам), совершаемая в линии ученической преемственности {ану - указывает на
следование за кем-то).
Правритти - принятие благоприятных действий.
Ниеритти - отвержение неблагоприятных действий.
Анукулйена - желание доставить удовольствие.
Анйабхилашита-шунйам - полностью свободное от скрытых мотивов.
Гйана-кармадй-анавритам - не покрытое деятельностью, не относящейся к бхакти, такой как философские
поиски или выполнение ритуалов.
Шесть отличительных черт чистого преданного служения
Клеша - страдания и их причины.
Клешагхни - избавление от страданий (на уровне садхана-бхакти).
Папам - греховные действия.
Прарабдха — проявленные следствия.
Апрарабдха - непроявленные следствия.
Биджам - семя (страдания), греховное желание.
Кутам - то, что предшествует греховному желанию; склонность к греху.
Авидйа - невежество; корень страданий.
Шубхада — обретение благоприятного во всех отношениях (на уровне садхана-бхакти).
Мокша-лагхутакрит - смеется даже над счастьем освобождения (на уровне бхава-бхакти).
Судурлабха — (эта бхакти) достигается редко (на уровне бхава-бхакти).
Сандрананда-вишешатма - безграничное блаженство {према-бхакти).
Шри Кришнакаршини - (эта бхакти) единственное средство, как можно привлечь Кришну {према-бхакти).
Вторая Волна
Садхана-бхакти - практика преданного служения
Садхана-бхакти - практика, выполняемая чувствами, обладающая способностью пробудить спящую в сердце
любовь к Богу {бхаву).
Ваидхи-бхакти — преданное служение, желание совершать которое основывается, прежде всего, на
необходимости следовать наставлениям гуру и шастр.
Рагануга-бхакти - преданное служение, которое выполняется из естественной, спонтанной привязанности к
какому-то особому типу служения.
255
Часть 1
Ваидхи-бхакти - практика служения согласно правилам и ограничениям
Уттама-адхикари — кандидат, в наибольшей степени способный следовать методу садхана-бхакти; очень сильная вера и глубокое духовное знание.
Мадхйама-адхикари — кандидат со средней способностью следовать методу садхана-бхакти, очень сильная вера, но духовного знания недостает.
Южный океан: анализ бхакти-расы
Первая волна: вибхава - стимулы экстаза
Раса - состояние, когда различные эмоциональные составляющие усиливают любовь
преданного к Кришне до того уровня, когда она приносит блаженство.
Апурвата - ошеломляющий, ни с чем не сравнимый, вечно свежий вкус расы.
Вибхава - «причины экстаза»: это то, что стимулирует любовь человека к Кришне, усиливая
ее до того уровня, когда она приносит наслаждение.
Аламбана - «основные» стимулы; личности, связанные любовной привязанностью.
Ашрайа - вместилище любви; тот, кто любит; как правило, это преданный.
Вишайа - объект привязанности; возлюбленный; как правило, Кришна.
Анйа-рупа - Кришна в совершенно другом образе.
Сва-рупа - Кришна в Своем собственном образе.
Аврита-сварупа - образ Кришны, когда он переодевается, маскируется, чтобы быть
неузнанным.
Праката-сварупа - образ Кришны, когда он не переодет.
Вишайа - Кришна как стимул экстатической любви
Качества Кришны
Лила-мадхурья - несравненно сладостные игры.
Према-мадхурья - несравненно сладкие преданные (в выражении премы).
Вену-мадхурья - несравненно сладостная флейта, привлекающая умы.
Рупа-мадхурья - несравненно сладкая красота.
Особенности характера Кришны
Дхиродатта - благородный. Дхира-лалита - романтичный. Дхира-прашанта - миролюбивый. Дхироддхата - высокомерный.
Ашрайа - преданный, в качестве стимула экстатической любви
Садхака - практикующий преданный.
Сиддха - преданный, достигший совершенства.
Нитйа-сиддха - вечно совершенный.
Садхана-сиддха - те, кто достигли совершенства посредством практики.
Крипа-сиддха - те, кто достигли совершенства по беспричинной милости.
256
Уддипана - объекты, побуждающие к экстатической любви
Гуна - качества Кришны (внешность, ум и речь).
Каумара - раннее детство (от 1 до 5 лет).
Пауганда - детство (от 6 до 10 лет).
Кайшора - юность (от 11 до 15 лет).
Нава-йаувана - вечная юный; 16 лет.
Чешта - приключения Кришны.
Прасадана - наряд Кришны.
Васана - одежда.
Йуга - наряд, состоящий из двух предметов верхней и нижней одежды.
Чатушка - наряд из четырех предметов одежды.
Бхушитха - богатый праздничный наряд, состоящий из множества видов платья.
Акалпа - естественные украшения.
Мандана - драгоценности.
Пракирна - разные другие стимулы.
Вторая волна:
Анубхава - последующий экстаз
Анубхаеа - «последующий экстаз»; действие, совершаемое в порыве любви к Кришне,
которое еще больше усиливает эту любовь.
Шита - действия, не включающие в себя сильных телесных движений.
Гита - громкое пение.
Джримбханам - зевота.
Шваса-бхума - тяжелое дыхание.
Пока анапекшита - не обращать внимания на присутствие других.
Лаласрава - пена у рта («слюноотделение»).
Хункара - рев.
Рактодгам - кровотечение (встречается только на уровне маха-бхавы).
Утпхулла - распухание тела (встречается только на уровне маха-бхавы).
Кшепана — действия, включающие в себя сильные движения тела.
Нритйа - танец.
Вилутхита - кататься по земле.
Тану-мотана - потягивание.
Крошанам —