Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 113 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 113

плакать громко.

Атта-хаса - смеяться, как сумасшедший.

Гхурна - шататься.

Хикка - икота («отрыжка»).

Третья волна:

Саттвика-бхава - экзистенциальный экстаз

Саттвика-бхава - «конституциональный» или «экзистенциальный экстаз»; непроизвольная реакция, которая возникает непосредственно из шуддха-саттвы, наполняющей душу. Снигдха - влажный; признаки экстаза у людей, которые любят Кришну, побуждаемые эмоциями, возникающими из непосредственных или косвенных отношений с Кришной. Мукхйа-снигдха - прямой влажный; когда экстаз вызван эмоциями, порожденными одним из вкусов непосредственных взаимоотношений с Кришной.

257

Гауна-снигдха - косвенный влажный, когда экстаз вызван эмоциями, порожденными одним

из вкусов косвенных взаимоотношений с Кришной.

Дигдха - запятнанный («обожженный»); признаки экстаза у любящих Кришну преданных,

причиной появления которых не были непосредственные или косвенные отношения с

Кришной.

Рукша - иссушенный; признаки экстаза, которые, казалось бы, проявляются у тех, кто не

имеет любви к Кришне.

Ашта-саттвика-бхава

Стамбха - оцепенение.

Сведа-nor.

Романча - распрямление волосков на теле.

Сварабхеда - дрожащий голос.

Кампа - дрожь.

Вайварнйа - изменение цвета тела.

Ашру - слезы.

Пралайа - опустошенность.

Интенсивность проявления признаков экстаза

Дхумайита - тлеющая; признаки экстаза проявлены лишь слегка и могут быть скрыты.

Джвалита - яркая; одновременно проявляются два или три признака экстаза и их очень

трудно скрыть.

Дипта - пьшающая; одновременно проявляются четыре-пять признаков экстаза и скрыть их

невозможно.

Уддипта - ярко пьшающая; одновременно и сильно проявляются пять или больше

признаков экстаза.

Суддипта - самая яркая; достижима только в маха-бхаве Шримати Радхарани и Шри

Чайтаньи Махапрабху; все восемь саттвика-бхав проявляются одновременно с величайшей

интенсивностью.

Саттвика-абхаса

Саттвикабхаса - «признаки экстаза» у людей, не имеющих истинной привязанности к

Кришне.

Ратйабхаса - подобие рати, вызванное присутствием преданного, действительно

обладающего экстатической любовью.

Саттвика-абхаса - подобие саттвы, которое является следствием мягкосердечного

характера человека.

Нихсаттва — отсутствие саттвы; искусственное подражание.

Пратипа - подобие саттвика-бхав, проявляемое врагами Кришны.

Четвертая волна:

Вйабхичари-бхава - временное проявление эмоций

Вйабхичари-бхаеа - эмоциональное переживание, которое возникает вследствие усиления любви к Кришне, украшает ее и стимулирует еще больше. Паратантра - зависимая; экстатические эмоции, возникающие из привязанности к Кришне.

258

Сеатантра - независимая, экстатические эмоции, появление которых напрямую не связано

с привязанностью к Кришне.

Авара - экстатические эмоции, которые не усиливают привязанность преданного к Кришне.

Вара - экстатические эмоции, которые усиливают привязанность преданного к Кришне.

Сакшат — экстатические эмоции, которые питают основную расу.

Вйавахшпа - экстатические эмоции, которые питают вторичную расу.

Рати-шунйа - эмоции, лишенные привязанности к Кришне.

Ратйануспаршана - эмоции, происходящие не из привязанности к Кришне, но которые

потом соединяются с привязанностью.

Рати-гандхи - легкий оттенок рати.

Вйабхичари-абхаса

Вйабхичарйабхаса - подобие экстатических эмоций.

Пратикулйа - экстатические эмоции у людей, которые настроены враждебно по отношению

к Кришне.

Анаучитйа - экстатические эмоции, существующие, как казалось бы, в тех, кто их на самом

деле не испытывает.

Асатйатвам - экстатические эмоции, предполагаемые там, где их нет (обычно в

неподвижных живых существах).

Айогйатвам - экстатические эмоции, предполагаемые в тех, кто их испытывать не может (в

основном у животных).

Состояния Вйабхичари-бхавы

Утпатти - зарождение; возникновение эмоции.

Сандхи - сочетание; соединение двух или нескольких эмоций.

Шавалйа - объединение; вытеснение другой эмоции.

Шанти - удовлетворение; устранение эмоции, приносившей беспокойства.

Читта вритти - внутренняя предрасположенность.

Каркаша — жесткая внутренняя предрасположенность; преданный способен скрыть эмоции,

не поддается им легко.

Комола - мягкая внутренняя предрасположенность; преданный не способен скрыть эмоции,

легко поддается им.

Пятая волна:

Стхайи-бхава - постоянный экстаз

Стхайи-бхаеа - вечный вид привязанности преданного к Кришне (пассивное обожание, как

слуги, друга, родителя и т.д.).

Свартха - питающая сама себя; когда мукхйа-рати получает подпитку от других духовных

эмоций, как приятных, так и беспокоящих.

Прартха - дающая питание; когда мукхйа-рати отступает на задний план и питает другие

эмоции.

Мукхйа-рати

Мукхйа-рати - пять видов непосредственных любовных взаимоотношений с Кришной. Шуддха-рати - нейтральная любовь.

259

Саманйа-рати - общая привязанность; которая не созрела еще до каких-либо конкретных

отношений.

Сваччха-рати - прозрачная привязанность; имеет место у преданных, еще не развивших в

себе никаких конкретных отношений с Кришной, но которые порой отражают чувства

разных преданных, подобно тому, как прозрачный кристалл отражает цвет предмета,

помещенного рядом с ним.

Шанта-рати - спокойная привязанность; человек полностью отрешен от удовлетворения

чувств, не имея при этом склонности к активным взаимоотношениям с Господом.

Мамата-буддхи - чувство «обладания» Кришной в личных взаимоотношениях.

Кевала - «чистое обладание»; отношения только служения либо только дружбы или

родительской любви.

Санкула - «смешанное обладание»; отношения, которые состоят из комбинации двух или

трех этих рас.

Дасйа-рати - служение; отличается чувством подчиненности Кришне, что порождает

ощущение зависимости от Его расположения и доброго отношения.

Сакхйа-рати - дружба; отличается равенством в отношениях с Господом, что проявляется

как отсутствие застенчивости и робости, преобладание озорного, шутливого поведения.

Ватсалйа-рати - родительские чувства; характеризуются чувством старшинства и

превосходства по отношению к Кришне, и, вследствие этого, желанием защитить Кришну,

милостивой сострадательностью к Нему.

Мадхурйа-рати или прийата-рати - супружеская любовь; отличается горячей

влюбленностью в Господа, которая сопровождается восемью видами удовольствий

влюбленных (самбхога) и большим разнообразием любовных взаимоотношений.

Гауна-рати

Гауна-рати - семь типов косвенных любовных отношений с Кришной.

Хасйа-рати - смех.

Висмайа-рати - изумление.

Утсаха-рати - рыцарское воодушевление.

Шока-рати - сетования.

Кродха-рати - гнев.

Бхайа-рати - страх.

Джугупса-рати - отвращение.

Признаки того, что преданный наслаждается стхайи-бхавой

Пурти - осуществление. Викаша - проявление. Вистара - распространение. Викшепа - рассеивание. Кшобха - волнение.

Западный океан Мукхйа - бхакти - раса

260

Первая волна: Шанта-раса - нейтральные отношения

Парокшйа шанта-раса - косвенная нейтральная привязанность; пробуждается не

непосредственным видением Господа, а медитацией или памятованием о Нем.

Сакшата шанта-раса - непосредственная нейтральная привязанность; пробуждается

непосредственным созерцанием образа Господа.

Атмарама - осознавшая себя душа

Тапасви - тот, кто подвергает себя аскезам.

Асадхарана уддипана - необщий стимул; то, что вдохновляет преданных, принадлежащих

одной какой-либо расе.

Садхарана уддипана - общий стимул; то, что вдохновляет преданных, относящихся к

разным расам.

Вторая волна:

Прити-раса