Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 109 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 109

более велик, нежели почитаемый им Господь, которому кто-то поклоняется; и (4) выход за рамки принятых в обществе норм.

Проявление дерзости по отношению к Кришне

«Когда Мадхумангала, близкий друг Кришны, исполнял перед Кришной шуточный танец...» (НП, с. 450).

Из изначального текста (БРС 4.9.8) можно понять, что мальчик-брахман исполнял дикий танец перед Божеством Кришны, несмотря на предостережение старших. Не послушав старших, мальчик проявил дерзость. Из-за этого его настроение служения (которое зиждется на мягкости и смирении) исказилось, и потому не превратилось в настоящую дасйа-расу.

Сакхйа-упараса

Сакхйа-упараса возникает, когда на дружбу не отвечают взаимностью.

Как-то Кришна обратился к одному царю: «О, Мой друг». В ответ царь затрясся от страха. Господь тогда пошутил с ним, но тот упал на землю, предлагая поклон-дандават. Таким образом, сакхйа-раса здесь не получила должного развития.81

7 БРС 4.9.3

8 БРС 4.9.4

9 БРС 4.9.7

0 БРС 4.9.9

1 БРС 4.9.10

247

Сакхйя-упараса имеет место и в случаях, когда кто-то пренебрегает друзьями Кришны или слишком много дерется с ними.

Ватсалйа-упараса

Если у старших по отношению к Кришне слишком сильная уверенность в Его могуществе, и поэтому они не прикладывают особых усилий, чтобы ухаживать за Ним и защищать Его, ватсалйа-раса деградирует до упарасы.

«Дорогая сестра, увидев твоего любимого Сына Кришну, я понял, что Он так силен, что Ему ничего не стоит убить борцов, могучих, как горы. Поэтому я больше не буду за него беспокоиться, в какую бы страшную схватку Он ни вступил» (НП, с. 451).

Так обратилась к Деваки другая жена Васудевы. У нее есть материнское чувство к Кришне, но ее ощущение могущества Кришны столь сильно, что препятствует ее естественному желанию оберегать Кришну, присущему материнской любви. Таким образом, ватсалйа-раса не может проявиться полностью.

Мадхурйа-упараса

Мадхурйа-упараса вызывается тремя причинами: (1) когда имеется какое-либо нарушение в стхайи-бхаве (стхайи-бхава-вирупата); (2) когда имеется какое-либо нарушение в вибхаве (вибхава-вирупата); и (3) когда имеется какое-либо нарушение в анубхаве (анубхава- вирупата).

Стхайи-бхава-вирупата

Существуют две причины, приводящие к изъянам в стхайи-бхаве: (1) когда супружеская привязанность не взаимна, и (2) когда любовь героини направлена более чем на одного возлюбленного.

Мадху рйа-уп араса

I--------------------------------------------------------------------------------------1-------------------------------------------------------------1

нарушение в нарушение в нарушение в

стхайи-бхаве вибхаве анубхаве

певзаимная вульгарность

привязанность

любовь более чем к дерзость

одному

Невзаимная привязанность

«Жены йагйика-брахманов были все, как одна, молоды и испытывали к Кришне те же чувства, что и гопи Вриндавана. Движимые своей привязанностью, они накормили Кришну» (НП, с. 451). Двиджа-патни испытывали супружеское влечение к Кришне, но Кришна проявлял по отношению к ним только уважение, потому что они были женами брахманов.

БРС 4.9.12 Первое предложение последнего абзаца на стр. 450 «Нектара Преданности» нужно читать: «Однажды другая жена Васудевы обратилась к Деваки:...». Слово «сестра» (на санскрите йами) - это любовное обращение; как, например, любой может обратиться к своего хорошему другу, назвав его братом.

83 БРС 4.9.13

84 Хотя двиджа-патни испытывали супружеское влечение к Кришне, они обладали телами, не подходящими для близкого общения с Ним. У Кришны никогда не было таких отношений с девушками из брахманских семей. Таким образом, здесь имеется вирупата (искажение) ашрайи. В изначальном тексте сказано, что, увидев

248

Любовь не только к одному

Шрила Прабхупада упоминает одну историю, где Шримати Радхарани как будто испытывает рати более, чем к одному возлюбленному одновременно (НП, с. 451). В изначальном тексте описывается, что ее любовь была разделена Камадевой надвое - при виде Камапхалы (имя Баладевы), играющего перед Ней, и слушая вену Мукунды. 5

Другие причины стхайи-бхава-вирупаты

«По мнению некоторых ученых, в совершенстве знающих этот предмет, чувства, возникающие между возлюбленными, могут создавать самые разные искаженные отражения рас» (НП, с. 451). Некоторые говорят, что стхайи-бхава-вирупата может возникнуть также в том случае, когда герой (Кришна) равно выражает свою любовь по отношению ко всем своим возлюбленным (гопи), вне зависимости от степени их преданности Ему.

Вибхава-еирупата

Нарушение в вибхаве имеет место, когда влюбленному не хватает видагдхаты (искусности) и /или удджвалаты (сияющей красоты). Это происходит, когда супружеские чувства испытывают животные, лианы, пулинди или пожилые женщины.

Всем им недостает искусности и /или красоты.86

Пример лиан

«Взгляд Кришны очистил гопи ...» (НП, с. 451). В «Нектаре Преданности» появляется только часть этого стиха. Полный текст (БРС 4.9.19) описывает гопи, разговаривающих между собой о том, как бутоны лиан распускались в экстазе, когда Кришна бросал на них беглый взгляд, или заслышав звук Его флейты. Это значит, что лианы испытывали супружескую любовь к Нему, потому что беглый взгляд Кришны и флейта - уддипаны мадхурйа-расы. Лианам, однако, не хватает видагдхаты (искусности). Когда они занимают

от

положение возлюбленных, это приводит к изъянам в правильном выражении расы.

Гопи смотрят на все глазами мадхурйи и поэтому думают, что деревья, лианы, животные и т.п. испытывают мадхурйа-расу. Это никак не уменьшает наслаждения, приносимого расой. Сами же деревья и лианы, не могут испытывать мадхурйа-расу во всей полноте. У них может быть мадхурйа-рати, но поскольку они не годятся в качестве ашрайи, эта рати не может развиться в полноценную расу.

охваченных страстью двиджа-патни, Кришна спрятал свою мягкую улыбку и усмирил обычную неугомонность своих очей. Другими словами, хотя мадхурйа-рати присутствовала в женах брахманов, Кришна не собирался отвечать взаимностью на их чувства, т.к. они не были подходящей ашрайей мадхурйа-расы.

85 Шрила Рупа Госвами приводит пример, как некто рассказывает, что Шримати Радхарани испытывает