Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 108 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 108

кроток и смирен. Он неизменно добр к Своим любящим преданным. Он расстроил попытку Индры отомстить жителям Вриндавана, отказавшимся совершать Индра-йагйу. Он источник бесконечных наслаждений для всех юных девушек. Да будет Он сострадателен ко всем вам» (НП, с. 449).75

Северный

кеан

Гауна-бхакти-раса Косвенныелюбоеные взаимоотношения

Девятая волна: расабхаса - искаженное проявление рас Глава 51 «Нектара преданности»

75 В оригинале: «Хотя Шри Кришна поднял огромный, тяжеленный холм Говардхан, в Нем не было ни капли гордости (шанта). Когда Он заметил, что маленькие дети готовы взять эту гору на себя, на Его лице появилась улыбка (хасйа и ватсалйа). Он плюнул на прокисшее, с запахом плесени, молоко (вибхатса). Он показал своим друзьям свою силу, подняв холм Говардхана (сакхйа и вира). Его глаза покраснели от гнева на Индру (раудра). Когда Он увидел жителей Вриндавана, боровшихся с проливным дождем и ураганным ветром, слезы полились у Него из глаз (каруна). Он испытывал страх по отношению к старшим, т.к. Он разрушил их Индра-йагйу (бхайанака и дасйа). Он в изумлении глядел на страшный ливень, обрушившийся из облаков (адбхута), а когда Он взглянул на прекрасных юных гопи, все волоски на Его теле распрямились (мадхурйа). Пусть этот всепроникающий Господь Гиридхари защитит всех вас».

245

Глава 51

Искаженное проявление рас

БРС 4.9.1-41

Раса состоит из пяти эмоциональных компонентов. Если один из этих элементов неадекватен или отсутствует, то в этой расе проявляется искажение или извращение, которое называется расабхасой.

Поясняя это, Джива Госвами сравнивает расу со сладким рисом. В сладкий рис также входят пять элементов - молоко, сахар, рис, кардамон и огонь. Как и раса, сладкий рис не может быть должным образом приготовлен, если хотя бы один из компонентов негодный или отсутствует. Если повар перепутает сахар с солью или забудет зажечь конфорку, получится пайас-абхаса (пайас - сладкий рис) - нечто похожее на сладкий рис, но совсем с другим вкусом.

Когда какая-либо составная часть расы не подходит или искажена, результатом будет расабхаса: она похожа яарасу, но вкус искажен.

Разъяснение терминологии

В двух последних волнах «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами использует особенную терминологию, которую мы вкратце поясним.

Вайри: несовместимые расы.

Вирасата: дисгармония вкуса, неприятный эффект, вызванный соединением несовместимых рас.

Расабхаса: подобие расы, вызванное отсутствием или несовместимостью их пяти компонентов.

Вирасата имеет место, когда соединяется две полностью проявленные расы, и это влечет искажение вкуса. Расабхасой же называется ситуация, когда оддараса не может проявиться полностью из-за нарушений в одном или двух ее компонентах.

В «Нектаре Преданности» Шрила Прабхупада, похоже, использует термин «расабхаса» как синоним «вирасаты». Основанием для этого служит высказывание Шрилы Рупы Госвами в «Бхакти-расамрите-синдху», 4.8.62, о том, что практически вирасата достигает в расабхасе своей наивысшей точки (т.е. расабхаса - самое яркое проявление вирасаты).

Однако, чтобы как следует разобраться в этой теме, мы должны понять, чем эти два термина отличаются друг от друга. Вирасата имеет место, когда две полностью зрелых расы смешиваются, и это «невкусно», вкус искажается. А расабхаса - это когда несовместимая анга-раса уменьшает вкус анги-расы так сильно, что та уже не является расой, а становится абхасой расы —расабхасой.

Результат вирасаты и расабхасы практически один и тот же: раса перестает приносить наслаждение. Поэтому Шрила Рупа Госвами говорит, что вирасата достигает в расабхасе своей кульминации.

Разновидности расабхасы

«В расабхасе - несовместимых сочетаниях рас - можно выделить упарасу (неверное выражение), анурасу (подражание*) и апарасу (искаженное проявление расы)» (НП, с. 450).

Среди всех видов расабхасы упарасу можно назвать уттамой; т.е. она больше всех походит на изначальную расу. Анураса - это мадхйама, - она менее напоминает истинную расу. И апараса - это каништха, - менее всех похожа на изначальную расу.

Слово imitation здесь лучше перевести как «подобие». (Прим. редактора перевода) 5 БРС 4.9.2

246

Упараса - искажение расы

Когда один из пяти компонентов расы искажен, в результате возникают искаженные эмоции, которые называют упарасой.77

Шанта-упараса

Шанта-упараса возникает в трех случаях: (1) когда, видя Господа, человек уделяет внимание лишь Его аспекту единства - нирвишеша-брахману; (2) когда, смотря на мир, человек погружен в памятование о единстве мира и Господа; и (3) если у человека чрезмерное отвращение к материальному телу, и он слишком сосредоточен на том, чтобы различать материю и дух.

Приравнивание Парабрахмана нирвишеша-брахману

«Тот, кто полностью очистился от всей скверны материального существования, погружа- ется в транс, испытывая при этом трансцендентное блаженство. Но стоило мне увидеть Тебя, Изначальную Личность Бога, как я тотчас ощутил то же самое блаженство» (НП, с. 450).

Автор данного стиха приравнивает блаженство личного даршана Господа наслаждению от осознания единства Абсолюта. Ставить здесь знак равенства - большая ошибка. Это пример неправильного выражения расы, в котором шанта-раса деградирует до шанта- упарасы.

Единство всего с Господом

«Куда бы я ни посмотрел, я всюду вижу Тебя - Верховную Личность. Таким образом, я знаю, что Ты - чистейшее сияние Брахмана...» (НП, с. 450). Парабрахман -причина всех причин, и материальный мир - Его творение, порожден Им. Поэтому не может быть, чтобы Господь во всех отношениях был един со Своим творением. Такие ложные представления приводят к упарасе.

Дасйа-упараса

Четыре причины, приводящие к дасйа-упарасе:79 (1) проявление дерзости по отношению к Кришне; (2) неуважение к преданным Кришны; (3) когда человек думает, что некий девата (Божество)