Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 107 ------

Дханурдхара Свами - Волны преданности - Страница 107

Я не могу без отвращения смотреть на луну и лотосы» (НП, с.448). Хотя вибхатса обычно несовместима с мадхурйей, здесь нет вирасаты, поскольку Радхарани здесь является объектом супружеской любви, а луна и лотосы - объекты расы отвращения.

Разные ашрайи

В третьем примере описывается Кришна на борцовской арене у Камсы. Когда Кришна победил, мальчики-пастушки испытывали вира-расу (бравада), а демоны переживали бхайанака-расу (страх). Сочетание бравады и страха обычно вызывают извращение вкуса, но в данном случае вирасаты не возникает, потому что носители (ашрайа) несовместимых рас различны. Пастушки - ашрайа бравады, а демоны - ашрайа страха.

Исключение

В последнем примере, где бравада смешивается со страхом, и бравада, и страх - гауна-расы. В первом и втором примерах, где супружеская любовь сочетается с отвращением, супружеская любовь является мукхйа-расой, а отвращение - гауна-расой. Во всех трех примерах вирасата отсутствует.

Однако, в случае, когда смешиваются две несовместимые мукхйа-расы, вирасата будет иметь место, даже, если вишайа и ашрайа у них разные.

Например, молодая женщина попросила отца запереть дом и отвезти ее в Матхуру, чтобы найти Кришну, в которого она без ума влюбилась. Даже несмотря на то, что вишайи различны (объект дасйи - ее отец, а объект мадхурйи - Кришна), сочетание мадхурйи и дасйи (двух мукхйа-рас) приводит к вирасате?1

Другой пример. Один имперсоналист-брахмананди сказал: «Когда же моему взору откроется высшая абсолютная Личность Бога - средоточие вечного блаженства и знания, чья грудь, прикасавшаяся к груди Рукмини, стала красной от порошка кункумы»? (НП, с. 448). Это несовместимое сочетание шанты и мадхурйи, приводящее к извращению вкуса, даже

Последнее предложение предпоследнего абзаца на стр. 448 «Нектара Преданности» нужно читать: «В этом примере супружеская любовь смешивается со служением, и такое несовместимое сочетание создает дисгармонию».

243

несмотря на то, что ашрайи здесь разные (в случае мадхурйи - Рукмини, а для шанты - брахмананди).12

Другие сочетания, свободные от недостатков

Кроме случаев, упомянутых выше, бывают и другие обстоятельства, когда сочетания несовместимых рас не создают никаких нарушений.

Когда несовместимые анга-расы совместно питают анги-расу

Когда два враждующих друг с другом ученика сотрудничают в служении своему учителю, они забывают о своих разногласиях. Также, когда две подчиненные расы (анга-расы) действуют вместе в служении доминирующей расе (анги-расе), это не приводит к вирасате, даже если подчиненные расы обычно несовместимы.

Например, «Нанда Махараджа сказал, обращаясь к своей жене: «Дорогая Иашода, твой Сын Кришна нежен и хрупок, как цветок маллика, и, тем не менее, Он отправился убивать сильного, как гора, демона Кегли. Меня это немного беспокоит. Но как бы там ни было, да сопутствует удача моему сыну. Я занесу свою руку, мощную, как колонна, и убью демона Кеши, чтобы вернуть покой жителям Враджа-мандалы» (НП, с. 449).

Нанда Махараджа вначале выражает страх перед демоном (бхайанака), а затем проявляет браваду (йуддха-вира), желая защитить своего сына. Обычно, бхайанака несовместима с йуддха-вирой, но в данном случае это сочетание не влечет вирасаты, поскольку противоборствующие расы действуют сообща в служении доминирующему настроению ватсалйи.

Преданный, как вместилище несовместимых настроений

Имеется много преданных - таких, как Йудхиштхира и другие, в которых проявляются признаки нескольких различных рас. Настроение Йудхиштхиры - это сочетание дасйи, сакхйи и ватсалйи. Хотя эти расы несовместимы, они проявляются не одновременно, а по отдельности, в зависимости от времени и обстоятельств. Таким образом, никаких нарушений вкуса не происходит.73

В адхирудха-махабхаве

В адхирудха-махабхаве, высшей точке мадхурйа-расы, различные противоборст- вующие бхавы могут встречаться одновременно, не создавая вирасаты.74

Когда Кришна - ашрайа или вишайа всех двенадцати настроений

Иногда ачинтйа-шакти действует таким образом, что Кришна может чувствовать все расы одновременно. Таким образом, Кришна выступает как общий вишайа или ашрайа всех рас. В этом случае вирасата отсутствует.

Кришна как общий вишайа

Когда разные люди видят Кришну по-разному, такой контраст в расах приятен. Например: «Когда Кришна появился на арене жертвоприношения, устроенного Камсой, лицо жреца Камсы исказила ненависть [вибхатса-раса]. Над ареной повисли страх Камсы и его жреца [бхайанака-раса], а по лицам друзей Кришны пробегали быстро сменявшие друг друга

Некоторые преданные, привязанные к гйана-маргу, не согласны с тем, что шанта и мадхурйа при смешении приводят к вирасате, даже когда у них разные ашрайи, но Рупа Госвами так не считает.

73 См. БРС 4.8.81.

74 См. БРС 4.8.82. Пример этого мы можем найти в стихе БРС 3.5.23, описывающем непоколебимость любви Радхи и Кришны. Страх, нейтральная любовь, родительская привязанность, присутствующие здесь, обычно несовместимы с супружеской любовью, но в данном случае нарушения гармонии вкуса {вирасаты) не происходит.

244

выражения удовольствия и радости [сакхйа и хасйа-раса]. Злобных соперников Кришны охватило отчаяние [раудра]. Великие мудрецы погрузились в медитацию [шанта]. В глазах Деваки и других матерей стояли горячие слезы [ватсалйа и каруна], а у бывалых воинов волосы встали дыбом [вира]. Изумление переполнило сердца полубогов: Индры и других [адбхута]. Слуги пустились в пляс [дасйа], а юные девушки бросали по сторонам быстрые взгляды [мадхурйа]». Здесь описаны различные расы, но в данном случае их сочетание не приводит к несовместимости» (НП, с. 449).

Кришна как общий ашрайа

«Аналогичное утверждение, в котором отсутствуют признаки несовместимости, есть в «Лалита-мадхаве». Ее автор благословляет своих читателей: «Верховная Личность Бога, Кришна, способен поднять гору мизинцем левой руки, и, тем не менее, Он всегда