Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: JPS лекц.Сан-Диего
------ Страница 5 ------

JPS лекц.Сан-Диего - Страница 5

обратный порядок: подлежащее перенеслось сюда. Правильно? Так вы делаете когда задаете вопрос на английском. Вы меняете слова в вопросе. Почему я должен делать это?

Такие ошибки просто зачисляют нас в разряд неучей. Проповедующие самую высшую философию, не должны быть неучами.

У нас нет ни времени. Мы можем сказать так: "Мы не хотим тратить на материальную благотворительность ни времени, ни энергии. Мы не имеем ни средств, ни людей". Или: "Сегодня я не выйду из храма, но ни есть я не буду".

Аргументы и споры.

Когда мы говорим о споре, мы имеем ввиду различные разногласия. Это может быть либо приличное обсуждение, либо ожесточенная схватка. Это спор. Другое значение этого слова (argument) - это аргументация. То есть они совпадают. У меня есть позиция, точка зрения и я представляю аргументы, доказывающие мою точку зрения. Это тоже аргумент. Термины теперь определены.

Итак, спор может быть двух типов.

Созидательный спор.

Во-первых, творческий, созидательный. В таком споре мы не привязаны к какой-либо точке зрения. Мы просто обсуждаем эту тему с различных точек зрения, и в конце концов вы и ваши собеседники в конце темы будете счастливы от результатов вашего обсуждения, так как цель обсуждения не в том, чтобы одержать вверх над той или иной точкой зрения, но просто цель - исследовать предмет с различных сторон, или рассмотреть определенное утверждение. Это созидательный спор.

Спор с привязанностью.

Другой вид спора - это спор с привязанностью. Вы что-то ставите на карту. Может быть, вы, например, спорите о том, в чем нуждаются преданные, или если вы президент, то спорите с кем-то о том, в чём нуждаются преданные.

Вы можете спорить о многих-многих вещах. И вы уверены в этом. Ваша цель - выиграть спор, заставить другого согласиться с вашей точкой зрения. Вы должны видеть насколько вы привязаны к своему выводу, и насколько привязан к своему выводу ваш оппонент. Если он очень привязан, отступите. Отступите в этом случае, потому что, иначе разразится большой спор, так, что волосы будут вставать дыбом у всех. Но разве вы сможете играть с ним только потому, что вам всё равно, что думают другие? Ведь ему-то не всё равно. Он будет говорить раздражающие речи. Но в Бхагавад-гите говорится, что нужно избегать говорить слова, беспокоящие других. Это аскеза в речи. человек не должен говорить то, что может привести других в беспокойство. Так что, если ваш оппонент очень привязан, а вы - нет, то не вступайте в спор. Отдайте ему победу. Будьте великодушны.

Иногда лучше вообще не спорить. Не обязательно, что спор - это лучшее решение в любой ситуации. Это всего лишь инструмент, это подход, это всего лишь один номер в вашем репертуаре проповеди. Когда это необходимо, будьте готовы к спору. Хотя иногда, спор - это наименее эффективное средство для того, чтобы разобраться в ситуации. Зачастую лучше просто слушать и терпеть независимо от того, какую еруднду говорит человек. Просто иногда это лучше. Когда вы видите, что человек полный дурак и не хочет слушать никаких аргументов, вы просто потерпите некоторое время и дайте ему прасад. Иногда и наш аргумент может быть для него глупым. Тогда прасад гораздо лучше, а иногда киртан более подходит. Иногда лучше вообще уйти оттуда, а иногда самое лучшее - это аргумент.

Так что нужно уметь различать и не позволять, чтобы вас куда-то уносило. В шастрах есть указание: человек не должен погружаться в аргументы и контраргументы. Так же не нужно вмешиваться в какое-то дело или в какую-либо группировку. В особенности это наставление касается саньяси. Но не только их, но и всех, кто пытается отречься от материальной жизни. Наставление такое: не развивайте в себе настроение спорщика. Конечно, тем, кто проповедует, иногда приходится спорить с утверждениями оппонента, но насколько это возможно, следует избегать в себе умонастроения спорщика. Это совершенно не привлекательно, это противно -- человек, который всё время спорит с другими. В психологии это называется "полярная реакция". Если кто-то говорит в один полюс, вы ему отвечаете в другой полюс. Если кто-то говорит: "Белое", вы отвечаете: "Черное". Спорческое умонастроение, привычка спорить совершенно расходятся с сердцем преданного, и является препятствием на пути преданного.

Есть ли здесь "Нектар преданности"? Для людей, у которых есть естественный вкус к чтению таких книг, как Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам, преданное служение выполнимо гораздо легче, чем для тех, кто привык заниматься умственными спекуляциями и участвовать в спорах. В доказательство этому можно привести множество доказательств великих ученых.

Дальше идет утверждение о том, как один устанавливает один вывод, а другой побеждает его и устанавливает свой. То есть, не нужно ни совсем отказываться от спора, ни быть слишком привязанным к спору. Это относится как к попыткам понять самому, так и к попыткам убеждать других.

Две ошибки

Первая: я пытаюсь понять истину только лишь в процессе спора.

Вторая, не такая плохая, но тоже достаточно отвратительная ошибка: Я пытаюсь убедить других через спор. Это просто-напросто не самый лучший подход.

Несколько примеров. Рупа Госвами просто подписал бумагу: "Ну да, хорошо, ты победил меня". Этот человек

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3