На этот раз Шрила Гоур Говин-да Махарадж
неожиданно прерывает свои исполненные нектара повествования, но не остав 1яет своего
верного слушателя. Мы, смиренные слуги Его Божественной Милости, приглашаем, вас,
о благородный читатель, продолжить путешествие в мир кришна-лилы, гауранга-лилы,
вайшнава-лилы, вместе с издательством «Шуддха сарасвати», в котором готовятся к
изданию новые книги, созданные на основе святого наследия Шрилы Гоур Говинды
Махараджа.
ОБ АВТОРЕ
Гоур Говинда Махараджа родился 2 сентября 1929 года в семье байшнавов в
деревне Джаганнатха-пура, расположенной недалеко от святого города
Джаганнатха Пури (Орисса). Детство Браджабандху Гири (так называли Его
Божественную милость в то время) прошло в деревне Гадай-гири, и еще
ребенком он с любовью и преданностью служил Господу Кришне. Его дед
был парамахамсой — он беспрестанно повторял святые имена Господа и
плакал перед Божеством Гопал Джиу. Дед показал Браджабандху, как нужно
повторять харе кригина мантру, считая мантры на пальцах. Вместе со
своими дядьями, Браджабандху часто ходил по деревням, они пели маха-
мант-ру и песни Нароттама даса Тхакура. Со времен Шьямананды Прабху
потомки рода Гири славились в Ориссе как самые искусные исполнители
киртанов. Из книги записей, ведущейся в храме Джаганнатха Пури, мы
узнаем, что 300 лет назад царь Ориссы повелел пускать исполнителей
киртанов из деревни Гадай-гири в храм Господа Джаганнатхи и позволять
им устраивать для Него киртаны. В Ориссе потомков рода Гири до сих пор
почитают как киртана-гуру.
С шести лет Браджабандху поклонялся Божеству по имени Гопал: сплетал
для Него гирлянды из цветов, а иногда, при свече, пел для Гопала
священные гимны, записанные на пальмовых листьях. Он не дотрагивался
до еды, если она не была предложена Гопалу.
К восьми годам Браджабанху прочел всю «Бхагав ад-гиту», «Шримад-
Бхагав атам», «Шри Чайтанья-чаритамриту» и умел их толковать. По
вечерам жители деревни часто собирались послушать, как Браджабандху
читает переводы «Бхагавад-гиты», «Рамаяны» или «Махабхараты». Так, с
ранних лет Браджабандху повторял мантру Харе Кришна, изучал
священные писания вайшнавов и. поклонялся своему любимому Гопалу.
Друзья и родные вспоминают, что он был очень спокойным и задумчивым
ребенком. Его не привлекали ни игры, ни кино, ни театр.
После смерти отца в 1955 году Браджабандху, старшему сыну, пришлось
взять на себя заботу о семье. По просьбе своей овдовевшей матери он
женился, стал грихастхой. Свою жену, Шримати Бишанти-деви, он впервые
увидел только на свадьбе. С деньгами в семье было трудно, поэтому
Браджабандху не мог поступить учиться в университет. Он стал сам
заниматься по вечерам, чтобы сдать экзамены экстерном. Так он получил
степень бакалавра гуманитарных наук. Несмотря на большую занятость,
Браджабандху по-прежнему с любовью и преданностью служил Гопалу: он
вставал в половине четвертого утра, повторял мантру Харе Кришна,
поклонялся Туласи-деви и читал вместе с семьей «Бхагавад-гиту».
Чтобы содержать семью, Браджабандху работал учителем в местной школе.
Он не упускал возможности рассказать ученикам о Кришне и науке
преданного служения. Тридцать лет спустя некоторые из учеников получили
у него духовное посвящение. Во время школьных каникул Браджабандху
вмесе с женой отправлялся в Гималаи. Они посещали святые места: тиртхи
и ашрамы, и Браджабандху не раз вступал в жаркие споры с философами-
майявади, которые встречались им на пути.
В апреле 1974 года глубокая любовь, которую Браджабанд-ху испытывал к
Господу Кришне, побудила его уйти от мирской жизни. В возрасте сорока
пяти лет он оставил дом и семью, чтобы посвятить себя духовному
совершенствованию. С нищенской сумой и «Бхагавад-гитой» в руках Гоур Гопалананда дас (так он теперь
себя называл) ходил по Индии и побывал во многих святых местах на
берегу Ганги. Он искал духовного наставника, который помог бы ему
проникнуть в глубинный смысл маха-мантры. Хотя за годы семейной жизни
он повидал немало садху и гуру (в Ориссе действует много известных сект
гаудия-вайшнавов), их наставления не затронули его сердца. После целого
года странствий он отправился пешком во Вриндавану, надеясь, что там, в
святой обители Кришны, исполнится его заветное желание.
Через две недели после прибытия во Вриндавану Гоур Гопалананда увидел
большой щит с надписью: «Международное общество сознания Кришны.
Основателъ-ачарья — Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта
Свами Прабхупада», Вскоре он встретил западных преданных, которые дали
ему один из номеров журнала «Back to Godhead». Когда Гоур Гопалананда
прочитал журнал, прославляющий божественную любовь к Кришне, его
охватило желание встретиться с основателем общества сознания Кришны
— Шрилой Прабхупадой. Так он, наконец, нашел своего вечного духовного
наставника, к встрече с которым долго стремился.
Когда Гоур Гопалананда вошел в комнату Шрилы Прабху-пады и
представился, первое, о чем спросил его Шрила Прабхупада, было: «Ты уже
принял санньясуЬ> — «Нет», ответил Гоур Гопалананда. «Тогда я тебе ее
дам!» сказал Шрила Прабхупада. Гоур Гопалананда понял: Шрила
Прабхупада знает, что у него на сердце, Он предался его лотосным стопам и
вскоре получил у Шрилы Прабхупады духовное посвящение.
В 1975 году на церемонии открытия храма Шри Шри Кришна-Баларамы
Шрила Прабхупада посвятил его в сан-нъяси. Вскоре после этого он
направил Гоур Говинду Махараджу в Ориссу проповедовать и строить храм
в Бхуванешваре, где преданным ИСККОН незадолго до этого был подарен участок
земли.
Б то время там были джунгли, кишащие змеями, скорпионами и москитами.
Участок находился далеко от центра города, и люди даже днем боялись туда
ходить. Гоур Говинда Махараджа, для которого желание Шрилы
Прабхупады всегда оставалось законом, был неустрашим и упорно
трудился, чтобы его исполнить. Одно время он жил на складе у торговца
чаем, после этого — в небольшой хижине вместе с дорожными рабочими;
там он, следуя наказу Шрилы Прабхупады, начал переводить книги на язык
ория.
Гоур Говинда Махараджа обошел один за другим почти все дома,