супругом Ситы); Они оба неотличны
от Сверхдуши, Верховной Личности Бога. Тем не менее, лотосоокий Рама —
Бог моего сердца. У меня нет иного богатства, кроме Него».
Мы не должны отклоняться от своего гуру. Это и есть беспримесная
преданность. Не предавайте значения разнице, которая может проявляться в
некоторых аспектах поведения или взглядах вашего гуру и его духовных
братьев. Это не должно нас беспокоить. Наше умонастроение должно быть
таким: «Я следую указаниям моего гуру. Я не ученик духовного брата моего
гуру»,
* Беседа с Шрилой Гоур Говиндой Свами, состоявшаяся в доме Шрипад харивиласа
Прабху. Париж, 1987 год.Вопрос: Что мы должны делать, когда видим, что какой-] либо старший вайшнав
нуждается в исправлении?
Ответ: Кешава Бхарати был духовным братом Ишвары Пури, а тот, в свою
очередь, был духовным учителем Шри Чай-1 таньи Махапрабху. Тем не менее,
однажды Шриман Махал--рабху указал на ошибку Кешавы Бхарати. Но мы не
должны! подражать Чайтанье Махапрабху. Он — Верховная Личности Бога, а
мы — обычные дживы. Нам не стоит пытаться исправить тех, кто занимает
более высокое положение, чем мы. Если мы будем смиренны, Щриман
Махапрабху даст нам необходимый разум.
тешам сатата-пукпганам
бхаджатам прити-пурвакам
дадами буддхи-погам там
йена мам упайанти те
«Бхагавад-гита», 10.10
«Тем, кто постоянно с любовью служит Мне, Я даю разум, J помощьюкоторого они смогут прийти ко Мне».
Кришна говорит: «Я дам тебе разум». Поэтому если вы истинный
последователь Шри Чайтаньи Махапрабху, Он даст вам! разум, Он даст вам
необходимое понимание, на основании ко-1 торого вы сможете действовать
так, чтобы старший вайшнав, в котором вы видите недостатки, исправился.
Вам нет необходим мости пытаться исправить его самим. Даже не стоит
допуска™ эту мысль в свой ум. Наше настроение должно быть трииадл апи
су-ничена тарор ива сахищнуна*.
Вопрос: Как вы сами поправляете своего духовного брата, если видите, что
он ведет себя неправильно?
Ответ: Мы находимся в дружеских отношениях с моими духовными
братьями. Поэтому в случае необходимости я моги
<Шри Шикшаштака», 3.
ПРИТЧА О СИНЕМ ШАКАЛЕ
поговорить с любым из них по-дружески. Иногда мы шутим друг с другом. Если
я знаю, что не обижу его, я могу сказать ему что-то, что поможет ему, но сделаю
это в соответствующее вре-Д4Я и в соответствующем месте. Так должен всегда
поступать разумный человек. Махапрабху сказал:
прани-матре мано-вакпе удвега неа диба
«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.120
«Ни словами, ни мысленно преданный не должен причинять боль другим
живым существам, насколько незначительны они бы ни были».
Никогда не говорите и не ведите себя таким образом, чтобы доставить боль или
неудобство другим. Не беспокойте других без необходимости. Так должен вести
себя настоящий преданный.
айсман нодвиджате локо
локан нодвиджате на пах харшамарша-бхапод&егаир мукто пах са на ме прийах
«Бхагавад-гита», 12.15
«Тот, кто никому не причиняет беспокойств и сам всегда остается спокойным,
кто невозмутим и в радости и в горе, кто не ведает страха и тревог, — очень
дорог Мне».
Кришна говорит: «Тот, кто не выходит из себя ни при каких обстоятельствах,
очень дорог Мне. Даже если кто-то беспокоит его, он не отвечает ему той же
монетой и не приходит в беспокойство. Он равно (сама) относится как к
благоприятным (харша), так и к неблагоприятным (амарша) обстоятельствам.
Он не ведает ни страха, ни беспокойств (бхайодвегаих). Такой человек очень и
очень дорог Мне».Как объяснил Махапрабху, необходимо говорить мягко, и тогда человек, к
которому вы обращаетесь, прислушается к вашему замечанию. Он примет во
внимание ваши слова и не будет злить-! ся. Своему истинному преданному Шри
Чайтанья Махапрабху дает понимание того, как и что говорить. Махапрабхуучит Своих людей тому, как помогать другим людям, не причиняя им боли щ не
задевая их самолюбия. Никогда не думайте так: «Я исправлю этого человека. Я
обучу его тому, как себя вести». Вместо этого] нужно думать: «Я самый низкий
из людей. Я невежественный глупец, муркха, У меня нет никаких достоинств. Я
не в праве учить других». Тот, кто мнит себя великим учителем, обладающим
правом руководить другими и поучать других, на самом деле является великим
оскорбителем. Это довольно тонкий момент, и я сомневаюсь, что обычные люди
смогут его понять. Но человек, который духовного развит, который обрел
трансцендентный разум, сможет понять то, о чем я пытаюсь сказать.
Вопрос: Мы не можем приблизиться к Кришне без духовного учителя. А как
насчет Махапрабху? Можем ли мы приблизиться к Нему?
Ответ: До тех пор, пока вы не обретете благословений духовного учителя, вы не
сможете приблизиться к Махапрабху. Кто та- кой Махапрабху? Это Верховная
Личность Бога Он — Кришна. Я духовный учитель — это экспансия
Нитьянанды Прабху. Вы ощ ретаете милость Нитьянанады через посредство
духовного учите-] ля. Вы не можете приблизиться к Господу напрямую. Гуру —
это рупонуга-dxapa, последователь Госвами, Шрилы Рупы и других, он
представитель всей ученической преемственности.
Вопрос: Кто в праве решать вопрос о том, может ли человек быть духовным
учителем или нет?
Ответ: Аре баба!* Это решение принимает Сам Кришна. Шри Чайтанья
Махапрабху приказал:
* Это весьма характерное для индийской разговорной речи восклицание, несущее
множество эмоциональных оттенков, таких, как удивление, желание привлечь внимание
собеседника, желание донести до собеседника какую-либо очевидную, но не известную
ему истину и т.д.
ПРИТЧА О СИНЕМ ШАКАЛЕ
йре декха, таре каха `кригина` —упадеша омара аджнайа гуру хана тара` эй деша
«Кого бы ты не встретил, рассказывай ему о Кришне. Говори ему: «Брат
мой, послушай о том, что сказал Кришна». Не выдумывайте ничего. Учите
других тому, чему вас учил Я. По Моему приказу станьте гуру и освободите
весь мир».
Если вы сделаете это, если