Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 24 ------

Гоур Говинда Свами - Лотос божественной любви - Страница 24

такие слова, Девашарман отправился домой. В отчем доме,

свободный от гнева и иллюзии, он посвятил себя заботам о матери. Вскоре он

женился, и жена родила ему сына. Когда жена покинула мир, Девашарман стал

странствующим монахом-отшельником. Он обрел равное видение и не различал

более между булыжником, драгоценными камнями и золотом. Прошло совсем

немного времени и, обретя милость Господа Нрисимхадевы, он вознесся в

духовный мир.

Кто-то может спросить: почему брахмачари, посвятивший себя духовной аскезе,

должен был вернуться домой и служить своей матери? Разве человек, строго

следующий религиозным обетам, не освобождается от всех своих материальных

обязательств? Разве не об этом говорит «Шримад-Бхагаватам» (11.5.41):

деварши-бхутапта-нринам питринам

на кинкаро найамрини чараджан сарватмана пах таранам шаранйам гато

мукундам парихритйа картам

«Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего

освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой

решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех

долгов перед полубогами, мудрецами, обычными живыми существами, членами

своей семьи, всем человечеством и предками».

Следует ясно понять, что данное указание «Шримад-Бхага-ватам»предназначено лишь для тех людей, кто всецело предался Господу. Хотя могло

показаться, что брахмачари Дева-шарман ведет чистый и религиозный образ

жизни, его поведение все еще оставалось на материальном уровне: посредством

своих аскез, отречения и посещения святых мест, он хотел обрести

материальное благочестие; уйдя из дома, он не преследовал цели достижения

Верховного Господа, не искал общения с трансценденталистами и не стремился

найти прибежище у истинного духовного учителя. Несмотря на то, что

брахмачари считал себя свободным от всех обязательств, связанных с

материальным миром, все его действия не были духовными, и он продолжал

оставаться на материальной платформе. Именно поэтому он не должен был

оставлять свои материальные обязанности, таких, как, например, забота о

матери.

Говоря точным языком определений, Девашарман имел веру (шраддху) в

мирскую благочестивую деятельность (карму). Это называется карма-адхикара.

Однако он еще не обладал верой в путь чистого преданного служения (шуддха-

бхак-ти). То есть у него не было бхакти-адхикары. Если человек, обладающий

карма-адхихарой, оставляет обязанности Варнаш-рама-дхармы, он навлекает на

себя последствия греха. Именно по этой причине благочестивая женщина

Савитри, обладающая даром ясновидения, посоветовала брахмачари Девашар-

ману вернуться домой.

В «Шримад-Бхагаватам» (11.20.9) Господь Кришна говорит Уддхаве:

тават карманы курвита на нирвидйета йавата мат-катха-шраванадау ва шраддха

йаван на джайате

«До тех пор, пока человек не избавился от стремления к материальной

деятельности и материальным наслаждениям, пока он не обрел веру в путь

чистого преданного служения Гос-

МУДРЫЙ СОВЕТ БЛАГОРОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ

поду Кришне, начинающийся со слушания о Нем и прославления Его имен,

игр и качеств, он должен прилежно исполнять все предписания кармы

(благочестивой религиозной деятельности) в рамках Барнашрама-дхармы».

В следующей главе Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхага-ватам» (11.21.2)

сказано:

све све `дхикаре йа ништха са гунах парикиртитах випарйайас ту дошах

спад убхапор эша нишчапах

«Праведен тот человек, который исполняет обязанности, соответствующие

его квалификации (адхикара). Тот же, кто берется за исполнение

обязанностей, не соответствующих его адхикаре, повинен в грехе».

О том же самом говорит «Бхагавад-гита» (18.47):

трепан сва-дхармо вигунах napa-дхармат св-ануштхитат свабхава-нийатам

карма курваи напноти килбишам

«Лучше человеку исполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным

образом, чем безукоризненно исполнять чужие. Выполняя предписанные

обязанности, отвечающие его природе, человек никогда не навлекает на

себя- греха».Когда Девашарман, поняв свою ошибку, стал действовать согласно

принципам В ар наш рама-дхармы, он постепенно развил в себе истинное

отречение. Он принял саннъясу и в конце своей праведной и гармонично

выстроенной жизни достиг духовной обители Господа.

Таков путь к совершенству.

Гарбходхана-самскара* демона Хираньякашипу**

Однажды царь демонов Хираньякашипу решил отправиться в лес, чтобы

совершать аскезы. Как только он принял это решение, множество

неблагоприятных знамений возвестило о том, что его ждет неудача:

прогремел гром в небе, во многих частях света начались землетрясения,

ураганы и тайфуны, сами собой загорались леса... Однако уверенный в себе

демон не обратил никакого внимания на все эти явления природы.

Опьяненный гордостью, самодовольный и тщеславный он твердым шагом

направился к горе Кайлас. Там, на одной из вершин, прилегающих к

главному пику, он сел и погрузился в аскезы, Его целью было обретение

демонических благословений. Видя

* Так называется обряд, проводимый в ведической традиции перед зачатием ребенка с

целью рождения благочестивого потомства.

** В своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.16.35) Шрила Прабху-пада пишет:

«...перед зачатием ребенка необходимо успокоить ум и настроить его на мысли о

служении Господу. Для этого ведические писание рекомендуют проводить обряд

гарбходхана-самкары. Если ум отца возбужден, это плохо отразится на его семени, и

живое существо, попавшее в тело, которое породили его отец и мать, будет таким же

демоном, как Хираньякша и Хираньякашипу. Таким образом, прежде чем зачинать

ребенка, необходимо создать благоприятные условия для зачатия. Это великая наука». В

связи с этим объяснением Шрилы Прабхупады кто-то может логично поинтересоваться о

том, как же получилось, что у демона Хираньякашипу мог родиться великий

вайшнавШрп Прахлада Махарадж? Ответ на этот вопрос дал мудрец Маркандея Риши в

беседе с царем Сахасраникой. Эта беседа приводится в сорок первой главе «Нри-симха-

пураны». Эту историю рассказывал Шрила Гоур Говинда Махарадж.

какие страшные аскезы совершает Хираньякашипу, Господь Брахма,

рожденный на цветке лотоса, забеспокоился. Он стал напряженно думать о

том, как отвлечь демона от его аскез. В это самое время ко двору Брахмы

прибыл святой мудрец На-рада-риши. Видя своего отца Брахму,

пребывающим в глубокой печали, Наряда сказал: «О дорогой отец! Ты

преданный Нараяны! Почему же ты грустишь? Тот, кто медитирует на ло-

тосные стопы Говинды, никогда и ничего не боится. Но я знаю в чем

причина твоих волнений: ты — хранитель вселенной, и тебя беспокоит

всевозрастающая мощь демона Хираньякашипу, который благодаря

обретенным силам грозится захватить власть

Навигация:

Страница 26
Страница 25
-- Страница 24 --
Страница 23
Страница 22