харе Кришна..., к вам придет общение с садху. Это произойдет
неожиданно и самым чудесным образом. Вы даже не сможете объяснить,
как это случилось, То, что! невозможно для нас, возможно для Кришны.
Кришна хочет, чтобы мы имели садху-сангу. Ведь это единственное, чегонам недостает.
Энергия или возлюбленная.
Квалификация для слушания*
Первое и самое важное — это слушание, шраванам. Нужно слушать бхагавата-
катху, кришна-катху, и это слушание очистит сердце. Но как мы слушаем? Разве
мы слушаем для того, чтобы доставить удовольствие гуру и Кришне? Или же
мы слушаем, надеясь сами получить от этого удовольствие? А как насчет того,
кто говорит хари-катху, кто совершает хари-кир-тану? Делает ли он это для
удовольствия гуру и Гауранги, гуру и Кришны? Или же он сам получает от этого
удовольствие?
Не стремитесь к собственному удовлетворению, старайтесь доставить
удовольствие гуру, Гауранге и Кришне, — тогда автоматически вы будете
удовлетворены. Если вы не можете доставить им удовольствие, значит вы не
совершаете служение на платформе любви. И тогда вы не получите
удовлетворения сами. Вы не получите ничего духовного — только что-то
материальное, в следствие чего будете страдать, страдать без конца.
йе хи самспарша-джа бхога
дукха-понапа эва те
адй-антавантах каунтейа
на тешу рамате будхах
«Бхагавад-гита»> 5.22
«Разумный человек сторонится удовольствий, рожденных от
соприкосновения материальных чувств с объектами воспри-
* Беседа Шрилы Гоур Говинды Махараджа. Из журнала «Шри Кришна-катхамрита», вып.
8, 17 июля 2001 года.
ятия, ибо такие удовольствия являются причиной страданий. У всех
материальных удовольствий, о сын Кунти, есть начало и конец, поэтому
мудрец никогда не тешится ими».
Истинно образованный ученый, тот, кто познал кригина-таттву, бхагават-
таттву, бхакти-таттву, никогда не стремится к материальной выгоде. Любое
материальное приобретение временно, любое материальное удовольствие
преходяще. И в результате материальной деятельности всегда приходят
страдания. Садху стремится лишь к обретению вечного блага, его
интересует только духовное удовлетворение, то, что приходит из
удовлетворения гуру, Гауранги и Кришны. Это первое, что нам необходимо
понять в науке бхакпги — наше служение {сева) должно быть любовным
служением.
Кто способен слушать?
- Итак, все начинается со слушания, шраванам. И тот, кто слушает, есть
истинный ученик. Но до тех пор, пока вы не предадитесь, вы не сможете
слушать, катха не сможет проникнуть в ваш ум, в ваше сердце. Кришна-катха входит лишь в сердце предавшейся души. Сначала предайтесь,
посвятите себя служению. Совершайте нава-видха бхакти, преданное
служение девяти видов. Шри Прахлада Махарадж сказал («Шримад-
Бхагаватам», 7.5.24): «По моему мнению, тот, кто совершает нава-видха
бхакти, есть самый ученый из людей, только он обрел полное знание».
До тех пор, пока человек не предастся, он не сможет слушать. В нем будет
оставаться гордость, не позволяющая ему слушать. Он будет думать: «Я все
сам знаю. Что я могу услышать нового от этого лектора?» Не предавшийся
человек думает о выгоде, славе и т.д., поэтому он не может слушать. Он не
будет думать об удовлетворении гуру, Гауранги и Кришны. И его сердце не
может очиститься.
Целомудрие ведической женщины*
пади айам крийате бхакшпас тархи мам кхада пурватах
на дживишпе вине йена кшанам на мритакам йатха
«Я не могу жить и одного мгновенья без моего мужа. Если ты намерен
съесть моего мужа, то будет лучше если в первую очередь ты съешь меня,
потому что без мужа я — все равно, что мертвое тело».**
Комментарий Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады: В
ведической культуре существует обряд, известный как сати или саха-
марана. Этот обряд подразумевает,
* Лекция по «Шримад-Бхагаватам» (9.9.32), прочитанная в Бхуванещваре 22 марта 1994
года.
** Некогда царь Саудаса, родившийся в династии Амшумана, поселился в лесу. Там он
убил ракшаса (людоеда), но пощадил его брата. Брат ракшаса стал поваром Саудаса с
намерением отомстить ему, Подходящий случай для этого представился в тот день, когда
в дом Саудаса пришел его гуру Васиштха Муни. Тогда рйкшяс-повар приготовил для
гостя блюдо из человеческой плоти и накормил им Васиштху. Поняв, что его накормили
человечиной, мудрец проклял царя Саудаса, чтобы тот стал ракшасом. Обретя обличие
людоеда, царь забыл о своем настоящем «я» и стал известен в мире под именем Калма-
шапада — «тот, у кого на ноге черное пятно». Однажды КалмашаПада встретил в лесу
супружескую пару: брахмана и брахмани. Проявляя свойственное для ракшасов
вероломство, он набросился на брахмана, желая съесть его. Бедная брахмани пыталась
защитить своего супруга, и в данном стихе мы видим один из ее доводов. Рекомендуем
читателю обратиться к Девятой Песни «Шримад-Бхагаватам» для того, чтобы узнать, чем
закончилась данная история.
что верная жена восходит на погребальный костер своего мужа. Согласно
этой традиции, когда муж умирает, жена добровольно принимает смерть
вместе с ним. Б данном стихе чувство, характерное для ведической
культуры, выражает жена брахмана. Она говорит, что жена, лишившаяся
мужа, — это все равно, что мертвое тело. Поэтому, согласно принципам
ведической культуры девушка должна быть замужем. Ее отец должен
позаботиться о том, чтобы выдать ее замуж. Девушка может быть отдана
мужчине в качестве дара, кроме того, мужчина может иметь более чем однужену — как бы то ни было, но девушка должна получить мужа. В этом
состоит ведическая культура. Женщина должна всегда находиться в
зависимом положении: в детстве она зависит от своего отца, в юности и в
зрелом возрасте — от своего мужа, а в старости — от своих сыновей.
«Ману-самхита» запрещает женщине быть независимой. Для женщины
независимость означает страдание. В наш век многие девушки остаются
незамужними и при этом считают себя независимыми. Но это ошибка с их
стороны. Поэтому они страдают. В данном стихе мы видим пример того,