Она наиболее дорога вайшнавам, так как описывает чистое высшее знание пара-махамс. «Бхагаватам» раскрывает метод, освобождающий от материальной деятельности, процесс трансцендентного познания, отречения и преданности. Каждый, кто серьезно пытается понять «Шримад-Бхагаватам», надлежащим образом слушая и с преданностью читая его, обретает полное освобождение.
(«Шримад-Бхагаватам», 12.13.18)
артхо `йам брахма-сутранам
бхаратартха-винирнайах
гайатри-бхашйа-рупо `сау
ведартха -парибрмхитах
В «Шримад-Бхагаватам» содержится смысл «Веданта-сутры». Все комментарии «Махабхараты» присутствуют в нем. И комментарий Брахма-гаятри тоже заключен в нем и обогащен всей полнотой ведического знания.
(«Гаруда Пурана», цитируется по «Ч.-ч.», Мадхья, 25.143)
сарва -ведетихасанам
сарам сарам самуддхртам
Суть всей ведической литературы и всех летописей была собрана в «Шримад-Бхагаватам».
(«Ш.-Б.», 1.3.41, цитируется по «Ч.-ч.», Мадхья, 25.145)
сарва -веданта - сарам хи
шримад-бхагаватам ишйате
тад-расамрта-трптасйа
нанйатра сйадратих квачит
«Шримад-Бхагаватам» называют сутью всей философии Веданты. Того, кто испытал наслаждение, вкушая его нектар, никогда не привлекут иные писания.
(«Шримад-Бхагаватам», 12.13.15)
`кршна-бхакти-раса-сварупа` шри-бхагавата
тате веда-шастра хайте парама махаттва
«Шримад-Бхагаватам» непосредственно рассказывает о нектаре, который можно получить только в служении Кришне. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» выше остальных ведических писаний.
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.150)
чари-веда-упанишаде йата кичху хайа
тара артха лапа вйаса карила санчайа
Вьясадева собрал в «Веданта-сутре» выводы всех четырех Вед и ста восьми Упанишад.
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.98)
йен сутре йеирк- вишайа-вачана
бхагавате сеирк шлоке нибандхана
В «Веданта-сутре» объясняется цель всего ведического знания. Та же самая цель объяснена и в «Шримад-Бхагаватам» восемнадцатью тысячами стихов.
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 25.99)
дживера нистара лаги`сутра кайла вйаса
майавади-бхашйа шунилехайа сарва-наша
Шрила Вьясадева дал философию Веданты, чтобы освободить обусловленные души. Но если человек слушает комментарии Шанкарачарьи, эта философия не принесет ему никакого блага.
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 6.169)
йаха, бхагавата пада вайшнавера стхане
эканта ашрайа кара чашпанйа-чаране
Если ты хочешь понять «Шримад-Бхагаватам», ты должен обратиться к осознавшему себя вайшпаву и слушать его наставления. Ты можешь сделать это, только полностью предавшись лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.
(«Чайтанья-чаритамрита», Антья, 5.131)
бхагавате дже на мине ее йавана сама
тара шаста ачхе джанме джанме прабху йама
Человек, не приемлющий «Шримад-Бхагаватам» -явана или млеччха. И из жизни в жизнь его ожидает наказание Ямараджи.
(«Чайтанья-бхагавата», Ади, 1.39)
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
МАТХУРА-ВАСА
(Утренняя лекция по «Шримад-Бхагаватам», 9.2.10-13, Кришна-Баларам Мандир, Бхуванешвар, Индия, 19 июня 1993 г.)
кршнатулйа бхагавата-вибху сарвашрайа
прати-шлоке прати-акшаре пана артха кайа
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.318)
«Шримад-Бхагаватам» - это необычная книга, она неотлична от Кришны. И поскольку Кришна - это Сам Верховный Господь, «Бхагаватам» тоже является Верховным Господом. Подобно тому, как мы принимаем прибежище у Кришны, мы принимаем прибежище «Шримад-Бхагаватам».
В каждом стихе, в каждом слове - даже в каждой букве -заключен глубочайший смысл. Если вы захотите объяснить один стих из «Шримад-Бхагаватам», даже многих дней будет недостаточно - что уж говорить о паре часов.
нигама-калпа-тарор галитам пхалам
шука-мукхад амрта -драва -самйутам
пибата бхагаватам расам алайам
мухур ахорасика бхуви бхавуках
Что представляет собой «Бхагавата»? Она - нигама-калпа-тарор галитам пхалам - самый спелый, самый сладкий, нектар-ный плод древа Вед. Этот плод, «Шримад-Бхагаватам», шука-мукхад амрта - сошел с уст Шукадевы Госвами. «Шука» переводится как «попугай». Обычно попугай надклевывает только самые сладкие и спелые плоды, и от этого они становятся еще слаще. Подобно этому, «Шримад-Бхагаватам», самый спелый, самый сладкий и сочный нектарный плод древа Вед, стал еще слаще, сойдя с уст Шукадевы Госвами.
Отведайте нектар
Мы снова и снова взываем к тем, кто развил в себе вкус к нектару, который источает «Шримад-Бхагаватам», к расика-бхактам, мухур ахо расика бхуви бхавуках: «Приходите! Приходите! Приходите к нам!» Снова и снова мы взываем: «Отведайте этого нектара! Отведайте этого нектара! Нигде больше не найдете такого!» Это не винная лавка, которую предпочитаете вы: «Открыто круглосуточно. Холодные вина! Приходите, пейте, ешьте, танцуйте!» И люди бросаются туда и тратят на все это деньги. Только сумасшедший побежит туда - есть испражнения.
Мы не требуем денег - ни доллара. Мы раздаем этот нектар бесплатно: «Приходите! Приходите и пейте. Пейте, ешьте и танцуйте с нами!» Мы поднимаем огромный транспарант, привлекая всеобщее внимание. Но многие ли приходят? У кого есть вкус к этому? Большинство людей развили в себе вкус к алкоголю, вкус к испражнениям. В их жизни совсем нет нектара. Они самые несчастные. И если мы даем им такую счастливую возможность отведать нектара - они ее отвергают. Они просто несчастные негодяи. Мы предоставляем вам такой счастливый случай, а вы отворачиваетесь, и потому вы - самые несчастные и жалкие негодяи. Это действительно очень печально.
«Бхагавата» исполнена столь сладостной нектарной катхи о Кришне, Враджендранандане, сыне Нанды Махараджи. В первом стихе «Шримад-Бхагаватам» говорится: сатйам парам дхимахи.
Что это означает? Дхимаха значит «медитировать», а сатйам парам - «Высшая Истина». «Бхагаватам» призывает: «Медитируйте на Высшую Истину». Но разве вы медитируете на Высшую Истину? Сатйам парам дхимахи. Вы медитируете не на Высшую Истину, а скорее на объекты чувственного наслаждения. Тысячи и тысячи жизней уже прошли в медитации на эти объекты чувственных наслаждений, материальных удовольствий. Но в «Бхагаватам» сказано: «Медитируйре на эту Высшую Истину».
Если вы останетесь одни, то не сможете погрузиться в медитацию. Вы будете размышлять об этих отвратительных объектах наслаждения, о майе - уродливой ведьме. Вы будете сосредоточены на объектах чувственного наслаждения. Вот почему Шриман Махапрабху говорит:
кршна-варнам твиша `кршнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана -прайаир
йаджанти хи су-медхасах
(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32)
Группы преданных должны собираться вместе и медитировать. Совместная медитация и есть то, чем мы занимаемся, повторяя:
харе кршна харе кршна
кршна