пришел к ним и спросил:
- Почему вы увели Моего слугу, и зачем вы пытаетесь совратить его? Я саннъяси, это Мой помощник. Почему вы пытаетесь увести его от Меня?
И цыгане вышли с оружием в руках, чтобы напасть на Чайтанью Махапрабху. Но случилось так, что оружие выпало у них из рук и убило их же людей. Другие, видя это, разбежались в страхе. Тогда Господь Чайтанья забрал Своего слугу.
Поэтому мы должны быть очень осторожны в том, что касается общения, то есть нам нужно избегать джана-санги. Нам не следует общаться больше, чем необходимо, с людьми, у которых нет никакого интереса к сознанию Кришны. Потому что они заинтересованы в том, чтобы сбить вас с толку и увести от сознания Кришны.
Вкратце, таковы шесть препятствий на пути духовного продвижения. Мы попытались описать вам их на примерах.
Шрила Прабхупада завершает свой комментарий, говоря, что богатство и все остальное нужно использовать для служения Господу. Не важно, насколько преданный продвинут, - он должен всегда принимать все меры предосторожности. Рупа Госвами не случайно говорит о шести препятствиях, мешающих духовному продвижению. Если мы будем прилагать усилия, Кришна ответит нам взаимностью. На этом я закончу.
Харе Кришна.
Сейчас я могу ответить на вопросы. А завтра мы будем обсуждать третий стих, описывающий факторы, благоприятные для духовного развития. Послезавтра мы поговорим о различных расах, которые существуют между преданными. Есть ли у вас какие-то вопросы? У нас осталось еще несколько минут.
Вопрос: Ваша Божественная Милость, объясните, почему жажда духовного прогресса и мирская алчность на санскрите обозначается одним и тем же словом лаульям. Это кажется странным, ибо речь идет о совершенно противоположных вещах и понятиях.
Ответ: Подобно существованию гнева, вызванного какими-то материальными вещами, и гнева, вызванного духовными вещами, жадность -лаульям - тоже может относиться как к материальным вещам, так и к духовным. Этот микрофон можно применить для воспевания Господа, но его могли бы использовать в каком-нибудь ночном клубе. Качество л аул ьям я не успел сегодня обсудить. Завтра я вкратце расскажу о нем, а затем начну говорить о факторах, способствующих прогрессу на пути преданного служения.
Вопрос: Ваша Божественная Милость, Вы рассказали о пропорциях заполнения объема желудка. Как установить этот объем, чтобы быть более точным во благо нашего сознания Кришны?
Ответ: Естественно, вы должны обратиться к помощи своего разума. Можете попробовать, поэкспериментировать, использовать разные комбинации. Главное - не переедайте. Нужно есть чуть-чуть меньше, чем вам диктует голод.
Вопрос: Как развить решимость следовать духовному прогрессу?
Ответ: Это тема завтрашней лекции. Вы не возражаете, если я завтра отвечу на этот вопрос?
Вопрос: Что означают следующие слова: “Понимание присутствия Кришны в сердце каждого делает йога безгрешным” (”Бхагавад-гита”, 6.31, комментарий)?
Ответ: Если вы понимаете, что Господь присутствует в сердце каждого, и постоянно размышляете о Нем, вы прогрессируете. Чтобы ответить на вопрос, я должен посмотреть весь комментарий.
Вопрос: Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада учил управлять чувствами подобно тому, как черепаха втягивает свои конечности. Если преданный испытывает различные виды вожделения, но не совершает действий и пытается переключить мысли на другое, можно ли назвать это втягиванием конечностей? Что нужно делать еще, чтобы избавиться от вожделения?
Ответ: Если вы используете разум и обуздываете свои похотливые наклонности, пытаясь занять ум и чувства позитивно - вы делаете то, что нужно. Решение проблемы вожделения есть. Это позитивная деятельность в служении Господу. В писаниях приводится пример слона. Когда слона обуревает вожделение, его заводят в воду, и вожделение уменьшается. Но для животного по имени человек решение не в том, чтобы залезть в воду. Выход из положения - позитивное занятие.
Вопрос: Возможно ли преданному обуздать гнев другого человека?
Ответ: Это возможно с помощью проповеди. Вы можете это сделать, если будете сохранять спокойствие и хладнокровие. Вчера я рассказывал историю о том, что невозможно обуздать гнев с помощью гнева.
Лекция 3
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДУХОВНОМУ РАЗВИТИЮ
10.07.97
Кто знает, что мы обсуждали вчера? Шесть факторов, пагубно отражающихся на преданном служении. Но мы успели обсудить только пять. Сейчас мы обсудим шестой, а затем перейдем к третьему стиху.
Шестой фактор, являющийся препятствием на пути духовного продвижения, - лаулъям, или жадность. Рупа Госвами объяснил, что преданное служение разрушают шесть факторов, винашъяти. Вчера мы обсудили пять:
1) переедание или чрезмерное накопительство;
2) чрезмерные усилия ради материальных целей;
3) пустые разговоры;
4) выполнение правил и предписаний ради каких-то непосредственных материальных благ или отрицание правил и предписаний;
5) общение с людьми мирского склада.
Шестое препятствие - лаулъям, жадность.
В Седьмой песни “Шримад-Бхагаватам” Нарада Муни говорит о материальной жадности. Можно удовлетворить голодного человека, накормив его, жаждущего - дав ему напиться, разгневанного - дав ему накричаться, но никогда нельзя удовлетворить жадного. Существуют материальная и духовная жадность. Бхактивинода Тхакур объясняет, что жадность, связанная с Кришной, называется адхара. Материальная жадность - проблема, но духовная жадность - это нормально. Как же справиться с материальной жадностью? В отсутствие духовного знания человек считает: “Чем больше я обрету разных вещей, тем счастливее буду”. В Седьмой песни мы можем прочитать о Хираньякашипу, таком богатом и могущественном. У него были все возможности для чувственных наслаждений. Тем не менее, он постоянно пребывал в беспокойстве. Следует оставить материальную