духовный мир вслед за Рамачандрой, но погруженный в духовный экстаз Хануман превзошел даже уровень освобождения, и потому предпочел остаться служить Господу в материальном мире. Ведь на его плечах всё ещё возлежала ответственная миссия, которую не смог бы выполнить никто иной, кроме него. Согласно сюжету «Махабхараты», могущественный Мукхья-прана, воплотившийся сначала в облике Ханумана, в следующую эпоху продолжил вершить свои несравненные подвиги, но уже как достославный воитель Бхимасена.
Первоначально Шри Мадхвачарья, объясняя некоторым из своих ближайших учеников сокровенное знание, ставшее предметом этой книги, отметил: «Даже многомудрые боги с трудом усвоили тайный смысл „Махабхараты“, изошедшей из лотоса уст Шри Вьясадевы».
Вполне очевидно, что не вся глубина истины обозрима посредством земного разума, но все-таки некоторые провидцы могут знать больше...
Шри Мадхвачарья диктует ученику свои комментарии кМахабхарате
(Пайны «Махабхараты»
явленные учителей дойра - Шри Мад^вачарьей («Майаб5$арата-татпарья-нирная», избранные главы)
Шрила Вьясадева
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Явление и деяния Шрипы вьясадевы
то вводная глава книги, и она расскажет нам о личности самого автора «Махабха-раты» — Шриле Вьясадеве. Ибо такова культура передачи духовного знания — перед чтением труда необходимо обязательно выразить почтение его автору. Тем более что Вьясадева является отнюдь не обычной личностью, но Он — литературное воплощение Бога.
Главной причиной явления Господа Вьясадевы стала насущная необходимость освободить мир от демонического влияния Кали, олицетворения материализма и человеческой деградации. Глава начинается с весьма содержательной молитвы, произнесенной вселенскими богами (или «полубогами» — управителями различных сфер мирозданья) у берега Молочного океана, обители Самого Всевышнего Господа. В этой молитве боги поведали древнюю историю о первом появлении Кали на свет в форме смертоносного яда Калакуты, произошедшем во время лилы (или игры) пахтанья Молочного океана.
Мудрые боги стали прямыми очевидцами деградации, повсеместно посеянной Кали, и выразили свою крайнюю озабоченность в связи с пагубным характером сложившейся в мире ситуации. Отвечая на мольбу небожителей, Господь Вьясадева явился
в этот мир как сын мудреца Парашары и девушки-рыбачки Сатьявати. Обстоятельства Его чудесного явления подробно изложены в этой главе.
В качестве личного оружия, применяемого против порочного демона Кали, Вьяса использовал совершенное духовное знание. Он преподал это знание своим многочисленным одаренным ученикам, проживавшим как в небесном мире, так и на земле. Впоследствии, для того чтобы облегчить людям методику изучения и запоминания Вед, Вьяса разделил изначальную Веду на четыре части. Кроме того Он собственноручно составил и многие другие священные писания, такие как «Веданта-сутра», «Махабха-рата» и «Шримад-бхагаватам». Написание и распространение ряда подобных священных текстов Вьясадева поручил некоторым другим выдающимся мудрецам, в тела которых заблаговременно вселились различные полубоги, дабы оказать содействие божественной миссии Господа. В результате истина полностью восторжествовала: по милости Господа святые души освободились от гнета невежества и вдоволь испили несущий бессмертие нектар духовных наук.
Согласно изначальному сюжету трактата Мадхвачарьи, именуемому «Махабхарата-татпарья-нирная», эта глава числится далеко не первой, но десятой по счету. Поэтому тот, кого заинтересует содержание девяти первых глав данного труда Шри Мад-хвы, должен обратиться к введению настоящей книги, где они изложены с необходимыми для нас подробностями, в достаточно ёмкой форме.
Молитвы богов у берега Молочного океана, повествующие о плода*; пахтанья его (полочной стихии
1-2 Это событие произошло во время двадцать восьмой по счету эпохи Двапара-юги. Однажды прародитель мира Брахма, великий Шива, царь небес Индра и другие главы небожителей прибыли к южной оконечности Молочного океана. И затем, двигаясь по его просторам в направлении севера, посреди океана
они вышли на берег божественно белого острова Швета-двипы, обители Верховного Господа Вишну. Там боги преисполнились духа преданности и восславили в молитвах беспредельного Господа, глаза которого прекрасны словно лепестки лотоса.
Примечание: Священные тексты Вед гласят, что прямо посредине Молочного океана располагается одна из сокровенных обителей Бога — Швета-двипа, имеющая форму белого острова. Где же находится во вселенной Молочный океан и остров Шветадвипа? Чтобы получить ответ на этот вопрос, читателю следует обратиться к тексту двенадцатой главы нашей книги, где сам автор подробно описывает структуру мироздания в свете учения Вед (см. тексты 12.41—66).
Во многих ведических историях часто встречается описание схожих обстоятельств — если полубоги желают обратиться к Верховному Господу, они приходят на берег чудесного океана молока. Тот факт, что Молочный океан является местом нахождения святой обители Господа, несет в себе особый сакральный смысл. Дело заключается в том, что молоко коровы представляет собой чрезвычайно важный для существования человека продукт. Молочная пища несет в себе качество благости и способствует достижению просветленного сознания. Кроме того, топленое коровье масло является обязательным ингредиентом для проведения ведических жертвоприношений и подносится в огонь параллельно с чтением священных гимнов ради удовлетворения Господа. Именно поэтому существует весьма мудрое высказывание: «Молоко коровы — это религия в жидком виде».
Верховный Господь трансцендентен, а океан молока, хотя и несет в себе природу благости, но всё же представляет собой материальную субстанцию. А потому возможно ли действительно отыскать Бога в каком-то молоке?
Ответ на возникшее сомнение таков: благость, обретаемая посредством соприкосновения с молоком, есть лишь переходная ступень, открывающая человеку дальнейший путь к познанию Бога. Ведь даже в случае богов, приходящих на берег Молочного океана, это вовсе не означает, что они сразу начинают воспринимать сверхчувственную реальность. Небожители молятся в этом особом, имеющем