Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 205 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 205

совершенству.

99 «Бхагавад-гита», 16.6

двау бхута-саргау локе ‘смин. даива асура эва ча даиво вистарашах прокта асу рам партхаме шрну

О сын Притхи, сотворенные живые существа в этом мире бывают двух видов. Одних называют праведниками, а других демонами. Я уже подробно рассказал тебе о божественных качествах, а теперь послушай о качествах, которыми наделены демоны.

109 «Бхагавад-гита», тексты 16.8 и 16.14

асатйам апратшитхам, те джагад ахур анйшварам йшваро ‘хам ахам бхогй сиддхо ‘хам балаван сукхй

Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, и что нет Бога, который им управляет. Каждый демон эгоистично заявляет: «Я — хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг совершенства, обрел могущество и счастье...»

101-102 «Бхагавад-гита», тексты 16.18—20

мам атма-пара-дехешу прадвишанто ‘бхйасуйаках

тан ахам двишатах круран самсарешу нарадхаман кшипамй аджасрам ашубхан асурйшв эва йонишу

асурйм йоним апаннамддха джанмани джанмани мйм апрапйаива каунтейа тато йантй адхамам гатим

Демоны ненавидят Бога, который находится в их сердцах и в сердцах всех остальных живых существ, и поносят истинную религию. Их, исполненных ненависти и злонравных, самых

низких среди людей, Я навеки низвергаю в океан материального существования, обрекая их рождаться среди различных демонических форм жизни. Снова и снова рождаясь среди демонов, о сын Кунти, такие люди лишаются возможности приблизиться ко Мне. Постепенно они опускаются все ниже и ниже, пока не достигают самых отвратительных форм жизни.

Примечание: В соответствии сучением Мадхвачарьи, словосочетание адхама-гати указывает на путь злодеев-демонов в вечную тьму невежества, андха-тамас.

ЮЗ «Бхагавад-гита», 18.20

сарва-бхутешу йенаикам бхавам авйайам йкшате авибхактам вибхактешу тад джнйнам виддхи сйттвикам

Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.

Примечание: Этот текст Мадхва объясняет несколько с иной точки зрения. Все разнообразные существа в этом мире возникают от единого источника — Господа Вишну. В данном контексте слово бхава — одно из обозначений Бога, происходящее от имени Бхуман — «дарующий бытиё».

Итак, Господь — всепроникающ, и Сам, будучи единым, создает нескончаемое разнообразие существ, джив, причем каждое из них творится неповторимым образом и занимает строго определенное место в тотальной иерархии прочих живых существ.

Многообразие мира описано Мадхвой в дополнительном комментарии, названном «Гита-татпарья», следующим образом. Все дживы отличны от материи, и каждая из них — индивидуальность, вечно отличная от других индивидуальностей. Между разнообразными проявлениями материи, атомами и прочими, неизменно существуют различия. Сам Господь полностью отличен от всех объектов Его творения. Он отличен, как от обусловленных, так и от освобожденных душ. В «Падма-пуране» подтверждается, что подобное знание является ключом к освобождению души.

101-105 «Бхагавад-гита», тексты 18.64-65

сарва-гухйатамам, бхдйах шрнуме парамам вачах ишто ‘си ме дрдхам ити тато вакшйами те хитам

ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджй мам намаскуру мам эваишйаси сатйам те пратиджане прийо `си ме

Поскольку ты — Мой очень близкий друг, Я открою тебе высшее и самое сокровенное знание. Слушай же Меня внимательно, Я говорю сейчас ради твоего блага! Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты — Мой дорогой друг.

106-108 О великий царь! Всё писание «Панчаратра» целиком поведал непосредственно Сам Господь Нараяна, а, следовательно, среди прочих наук его учение имеет первостепенную значимость. О самодержец! Несущие в себе знание науки, такие как Санкхья, Пашупата, Йога, Араньяка и другие, подобные им, относятся к числу вспомогательных или прикладных дисциплин. Насколько это возможно, логика подачи их материала также указывает на важнейшую истину, гласящую о том, что Нараяна — Верховный Господь. Но лишь знатоки «Панчаратры» действительно являются высшими из мудрецов, ибо, преисполнившись духом чистой преданности Господу Васудеве, они достигают Его вечной обители.

Примечание: Начиная с 106-го и по 112-й стих, представленные здесь тексты являются цитатами из тома Шанти-парва «Махабхараты».

109 Царь Джанамеджая, обращаясь к мудрецу Вайшампаяне, спросил: «О почтенный брахман Пожалуйста, рассуди. В мире существует много личностей (пурушей) или Он, Пуруша, только один? Если же их всё-таки много, то кто является величайшим

из всех?»

НО «Махабхарата», Шанти-парва, 360.2—3

наитад иччханти пурушам экам куру-кулодваха бахунйм пурушанам хи йатаика йонир учйате татха там пурушам вишвам йкхйасйами гунадхикам

Вайшампаяна ответил: «О потомок славного рода Куру! Истинные мудрецы оспаривают теорию о том, что во всем мире существует лишь одна личность — Пуруша. Напротив, личностей имеется великое множество! Но величайший Пуруша — это тот, благодаря которому возникают все прочие существа. Я называю Его вселенским Господом, обладателем высочайших достоинств».

ИН12 Когда такой же вопрос был задан однажды Махадевой (Шивой) прародителю мира Брахме, тот ответил: «Существует один вселенский Господь — „Вират Пуруша“, власти которого подчинено всё сущее, и право заявлять, что весь этот мир „Мой“ (маматва), есть только у Него. От Бога возник я, Брахма — первый прародитель вселенной, а ты, Шива, родился от меня. Впоследствии от меня зародился весь мир, наполненный движущимися и неподвижными существами. О сын! Через меня миру явлены от Бога Веды, полные сакрального знания».

113-115 Схожее утверждение было сделано Бхимой в его речи, обращенной к Махарадже Юдхиштхире, и звучит оно так: «Премудрые небожители — Брахма, Шива и все остальные вместе взятые не способны осмыслить даже малой части