Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 158 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 158

У этого мистического оружия есть несколько экспансий, проявленных в форме могучих луков, подаренных Брахмой четырем богам: Шиве, Индре, Соме (богу Луны) и Варуне. По милости Брахмы перечисленные боги, пользуясь могуществом Гандивы, стали победоносными властителями трех сфер мирозданья.

Известно, что лук Гандива приносит его обладателю благополучие и победу. Вес его равняется ста тысячам бхаров Кроме Арджуны, имевшего особые полномочия, никто другой не мог воспользоваться Гандивой.

Примечание: В своем комментарии Говинда Ачарья представил шкалу соответствия современных мер веса с их ведическими аналогами. Единица веса тула равняется десяти граммам. Далее: 20 тула = 1 бхара 5 бхара = 1 килограмм; 100 бхара = 20 кг; 100000 бхара = 20000 кг. Следовательно, таковым и являлся удельный вес лука могучего Арджуны. Хотя лук Гандива по своим внешним очертаниям не слишком отличался от обычных луков, он имел колоссальный вес вследствие заключенной в нем божественной силы.

227-226 От властелина вод, Варуны, Агни раздобыл для Арджуны приносящую победу дивную колесницу, ведомую четырьмя белыми лошадьми. Оттуда же он принес ему два чудесных колчана, стрелы в которых никогда не заканчивались, а также победоносный флаг Господа Рамачандры с изображением Его верного слуги Ханумана. Именно этот флаг стал гарантом будущей победы Арджуны, ибо Хануман есть сущая победа в олицетворенном виде!

Примечание: Вадираджа Тиртха отметил в своем комментарии, что обретенная Арджуной колесница в далеком прошлом была предоставлена Индрой Господу Рамачандре для победы над демоном Раваной.

И Хануман проявился на флаге этой колесницы именно с тех самых пор. Со времен ухода с земли Рамачандры все эти реликвии бережно хранились в небесной обители Варуны.

229-230 Божественное оружие и амуниция, что предоставил Агни Арджуне, являлись совершенно безотказными и несокрушимыми. Блистающая, как молния тетива на луке Гандиве магическим образом всегда сохранялась целой.

Но даже Арджуна смог пользоваться Гандивой исключительно по милости Кришны, ибо его собственной силы здесь оказалось бы явно недостаточно. Лишь Брахма являлся полноправным хозяином Гандивы, а другие боги были способны владеть им только с позволения Брахмы.

Индра получил однажды от Брахмы благословение на обладание Гандивой, а потому и Арджуна, как воплощенный Индра, смог стать носителем этого великого оружия.

231 Итак, блиставший несокрушимой доблестью Арджуна взялся за оружие и возвел вокруг леса Кхандава, простиравшегося во все стороны на расстояние в двенадцать йоджан, заграждение из своих магических стрел. Кроме того, прозорливый сын Индры устроил над лесом особый навес от дождя, также состоявший из стрел. Тогда огонь радостно заполыхал и стал поглощать заветный лес, оказавшийся внутри как бы специально созданного для Агни обеденного зала.

232-235 Когда Индра увидел, что оберегаемый им лес опять горит, он очень огорчился. Незамедлительно Тысячеглазым были посланы дождевые облака, походившие на боевые колесницы, дабы потушить разбушевавшееся пламя пожара.

Однако Кришна с Арджуной не только отразили дождь своими стрелами, но и начали сражение с отрядом полубогов, ведомым Индрой. Подобная доблесть доставила властелину небес немалое удовольствие. Радуясь необычайной силе собственного сына, заслужившего великую благосклонность Господа, Индра прекратил сражение и отозвал назад свои дождевые тучи. Он склонился перед Кришной, а своего отпрыска Арджуну по-отечески обнял.

В свите Индры присутствовал его младший брат Вамана (Господь Вишну). Будучи другой формой единого Бога, Он заключил в объятия Кришну, столь же беспредельного, как и Он Сам. Вамана, конечно, не сражался во время только что произошедшего столкновения, но, лишь игры ради, Он состоял в отряде Индры.

236 Далее прибыли Брахма с Шивой. Они выразили почтение Кришне и, желая особо отметить последний подвиг Арджуны, окрестили его святым именем — «Кришна!» Однако данный титул отнюдь не указывал на равенство Арджуны с Господом Кришной, он всего лишь подчеркивал прекрасные воинские навыки Арджуны, обретенные им через прилежное ученичество (шикша-пракарша).

Во время той встречи все собравшиеся небесные властители пообещали поделиться в будущем своим личным оружием с Арджуной. Вслед за тем с позволения Кришны полубоги удалились.

Примечание В книге «Вирата-парва» из «Махабхараты» (44.9) содержится текст, описывающий десять достославных имен Арджуны. В тот список под номером восемь включено и это его имя — «Кришна».

237 Сомнений нет, сражение Индры с Кришной было лишь игрой. И, в конце концов, одарив своего столь удачливого сына Арджуну славой победителя, полностью удовлетворенный Индра вознесся на небеса вместе с его соратниками-полубогами.

233-260 Кришна и Арджуна сразили стрелами многих обитателей леса Кхандава и предложили их тела огню в пищу. Среди сгоревших существ были и демоны дайтьи, и магические змеи наги, и злые духи пишачи, и мистики якши. В конце концов, после пожара уцелели только лишь четыре птички из семейства шарнгака, имена которым были: «Джаритари», «Стамбамитра», «Сарисрика» и «Дрона». Также из огня спаслись змей Ашвасена и архитектор демонов Майя.

Агни пощадил упомянутых выше птенцов шарнгаков, поскольку они оказались способными прославить его восьмью могущественными мантрами из «Риг-веды», начиняющимися со слов: айам агне джарита...

"’Ч

Примечание: История рождения птенцов шарнгаков была следующей. Некогда жил на земле подвижник по имени «Мандапала». Достигнув совершенства в йоге, он покинул свое бренное тело и собрался было уже войти в райские миры прародителей, питов. Однако вход в уготованную ему небесную идиллию оказался закрытым, и тогда удрученный Мандапала спросил богов, что