Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 157 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 157

пять сыновей Пандавов, и впоследствии они погибли еще неженатыми юнцами.

213-214 Арджуна произвел на свет еще одного славного сына от Суб-хадры, имя которого звучало как «Абхиманью». Абхиманью был младше первых двух из упомянутых выше пяти сыновей Драу-пади. В нем одновременно воплотился Будха, сын Чандры (Луны) и бог планеты Меркурий. Сам Чандра также вложил в него особую авешу личной силы. А затем Дхарма, Ваю, Индра и оба Ашвина, все они частично вошли в него, и, сверх того, даже Сам Господь Кришна отчасти проявился в герое Абхиманью.

Каждый из сыновей Пандавов являлся могучим и прекрасно сложенным юношей, изучившим все писания. Живя с ними, Пандавы познали много радости. При этом блиставший редкими достоинствами Абхиманью превосходил буквально всех, и потому стал всеобщим любимцем.

!

304

Глава одиннадцатая

Примечание: Династия Куру изначально исходит от Чандры, бога Луны, и когда Чандра вместе с его сыном Будхой воплотился в облике Абхима-нью, для Пандавов это означало одно, — Провидение, несомненно, благоволит им.

Живя с отцом Арджуной и четырьмя великими дядьями, Абхима-нью воспринял от каждого из них какие-то хорошие качества, и таким образом в нем одновременно проявились авеши всех пяти богов, ставших родителями Пандавов. Но, где исполненные преданности Пан-давы — там и Господь Кришна, поэтому всеблагой Абхиманью заслужил авешу даже от Самого Господа!

Кришна с ЙрджуноС помогают Йгни сжечь лес К^андава

215-216 Однажды прославляемые в великолепных песнях гандхар-вов Кришна и Арджуна взяли с собой своих жен Сатьябхаму и Суб-хадру, а также некоторых слуг, и отправились на колеснице в лес Кхандаву, чтобы вдоволь развлечься там. Играя с блистательными супругами, они весело проводили время посреди лесных полян, осененных цветущими деревьями Кадамба. Вокруг них веял благоуханный ветерок, и божественные герои купались в темных водах реки Ямуны (дочери лучезарного Солнца).

217-219 В то время к ним приблизился бог огня, Агни, приняв облик изнуренного подвижничеством брахмана, попросил у Кришны с Арджуной пищи. Получив одобрение Кришны, Арджуна участливо спросил его: «Какой же еды тебе хочется?»

Брахман (Агни) отвечал: «Я — огонь Агни и желаю целиком поглотить этот лес. Тому есть следующая причина. Однажды, когда я доставлял богам жертвенные дары от священников с Земли, то осмелился попросить у вселенских властителей особую плату. Мною были испрошены пять предварительных подношений „праяджа", совершаемых перед каждой огненной жертвой. Также я пожелал заполучить себе три завершающих подношения, повсеместно известных как „ануяджа".

Боги отдали мне все те жертвы, но попутно прокляли меня, сказав: „Жаден ты, Агни, и потому будешь страдать от несварения".

Тогда я склонился перед рожденным на лотосе Брахмой и спросил его: „Скажи, что восстановит мою былую силу пищеварения?»

Брахма ответил: „Ты поправишься только после того, как сожжешь лес Кхандаву со всеми его обитателями".

С тех пор я много раз пытался охватить своим пламенем лес Кхандаву. Но оказалось, что лес этот опекает сам Индра, с которым мне совершенно не под силу соперничать, поэтому сегодня я и обращаюсь к вам за помощью».

Примечание: Кришна известен как «Брахманья-дева» — благодетель святых брахманов. Агни принял внешность брахмана, ибо знал, что это пробудит в Кришне особую благосклонность. До этого Агни семь раз подряд пытался самостоятельно сжечь лес Кхандаву, но все усилия оказались тщетными, ибо Индра каждый раз тушил пожар обильным дождем.

Во вселенной Агни играет уникальную роль, он является «устами», через которые священники-брахманы делают подношения Богу и Его уполномоченным слугам, полубогам. Духовное служение желательно совершать в духе бескорыстия, но поскольку Агни поступился этим важным принципом, им было заслужено проклятие, ведущее к очищению от порока. .

220-222 Тогда Арджуна сказал Агни: «Если у меня будет подходящий лук и колесница, я смогу отразить атаку Индры!»

Мадхва комментирует: Арджуна уже пообещал дать Агни пищу, и к тому же он носил внутри себя божественную авешу от Нары (брата Нараяны риши), поэтому он словно бы пошел против самого себя, приготовившись бросить вызов Индре. Тем ; не менее, главным фактором, подтолкнувшим его к такому реше- | нию, стало одобрение его поступка Кришной. `

С другой стороны, Агни знал, что Арджуна — это сам Индра в теле человека. Поэтому он был уверен — Индра не будет сильно противиться делу, затеянному Арджуной. Да и Арджуна без явного побуждения со стороны Вишну (Кришны) никогда не выступил бы против своего же небесного родителя. Именно поэтому прошение Агни, в первую очередь, было адресовано Кришне. Ведь без прямой поддержки Господа, Арджуне нечего было даже и помышлять о соперничестве с Индрой!

223-22* Тогда, спросив у Кришны позволения, Агни предпринял следующее. Он отправился в священный Бадарикашрам и получил в пользование для Кришны у обитавшего там Господа Хари, Нараяна-риши, диск Сударшана-чакру.

Ранее уже было описано, как Кришна получил чакру при посе- ■ щении Им горного массива Гоманта, но бог Агни вновь преподнес Ему тот же самый диск. И в этом нет ни малейшего противоречия, ибо чакра Вишну всегда проявляется в мире во множестве форм.

Далее же случилось следующее: диск, обретенный ранее Кришной, слился воедино с диском, который принес для Него Агни.

225-226 Для Арджуны же Агни обрел могучий лук Брахмы, именуемый «Гандива». Посредством именно этого лука Брахма в должный срок уничтожает всё мироздание.