Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 127 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 127

вы не будете сами стараться, а просто будете их принуждать, то ничего хорошего не выйдет. (Беседа с учителями, Даллас, июль, 1975)

4. Ты прав, говоря, что хороший пример для мальчиков - лучшее наставление. Пример лучше, чем наставление. Безупречной характер можно развить, строго следуя четырем регулирующим принципам. Этот процесс покорит весь мир. (Письмо Анируддхе дасу, 19 февраля, 1969)

5. Обучая детей очень подробно ссылайтесь на мои книги. Воспитывайте в детях брахманические качества, описанные в Бхагавад-гите. Эти качества будут развиваться в них автоматически, если процесс будет чистым. Вся информация в моих книгах. Если вы будете строго следовать моим наставлениям, ваша программа обучения обретет успех. Во-первых, вы должны учить своим личным примером. Это принцип Господа Чайтанйи Махапрабху. Сами повторяйте шестнадцать кругов и следуйте регулирующим принципам. Они автоматически будут делать то, что и вы. И тогда они станут убежденными вайшнавами. (Письмо Хиранйагарбхе дасу, 19 августа, 1974)

РОДИТЕЛИ

1. Комментарий: По примеру Шри Сунити, каждая мать должна воспитывать своих детей так, чтобы они стали преданными, как Дхрува Махараджа. Когда ему было всего пять лет, Сунити посоветовала ему избавиться от привязанности к мирским занятиям и отправиться в лес на поиски Бога. Она не хотела, чтобы ее сын рос в дворцовой роскоши и был лишен возможности снискать благосклонности Верховной Личности Бога, совершая аскетические подвиги. Каждая мать, беря пример с Сунити, должна заботиться о своем сыне и с пятилетнего возраста воспитывать его как брахмачари, чтобы он, пройдя через аскезы и испытания, осознал свою духовную природу. Если ее сын вырастет таким же великим преданным, как Дхрува, это принесет ей огромное благо, поскольку сын сможет забрать ее с собой в духовный мир, не Вайкунтху, даже если ей самой было не под силу совершать аскезы, связанные с практикой преданного служения. (ШБ. 4.12.34)

2. Тот, кто не может уберечь своих подопечных от повторяющихся рождений и смертей, никогда не должен становиться духовным учителем, отцом, мужем, матерью или принимающим поклонения полубогом. Комментарий: Никто не может пожертвовать всем ради Верховного Господа до тех пор, пока не предастся Ему. И до тех пор, пока он не сделает этого, он не сможет стать духовным учителем, мужем, отцом или матерью. Жены брахманов, проводивших жертвоприношения, бросили своих родственников только ради удовлетворения Кришны. Это пример того, как жена отвергает своего мужа, неспособного уберечь ее от неминуемой опасности круговорота рождений и смертей. Подобно этому, Прахлада Махарадж отказался от своего отца, а Бхарата Махарадж - от своей матери(джанани на са сйат). Как правило, духовный учитель, муж, отец, мать или старшие члены семьи принимают поклонение от младших, но здесь, Ршабхадев говорит обратное. Во-первых, отец, духовный учитель или муж должны суметь освободить своих подопечных от круговорота рождений и смертей. Если они не могут этого сделать, значит, они ввергают себя в пучину позора за свои незаконно совершаемые действия. Следует быть крайне ответственным за своих подопечных, точно так же, как духовный учитель несет ответственность за своего ученика или отец - за своего сына. И до тех пор, пока они не смогут вызволить своих подопечных из круговорота повторяющихся рождений и смертей, эта ответственность будет лежать на них. (ШБ. 5.5.18)

3. Комментарий: Во всех формах жизни, рождение за рождением, живое существо получает отца и мать. Но в человеческом обществе тот, кто удовлетворен своими материальными отцом и матерью и их наставлениями, но не принимает духовного учителя и того, что описывают шастры, ради своего дальнейшего прогресса, несомненно остается во тьме невежества. Материальные отец и мать важны только в том случае, если они заинтересованы в том, чтобы дать своему сыну такое образование, благодаря которому он смог бы освободиться из когтей смерти. Как поучал Ршабхадева (ШБ. 5.5.18): пита на са сйадж джанани на са сйат/на мочайед йах самупета-мртйум. Не следует стремиться стать матерью или отцом тому, кто не способен защитить своего сына от угрожающей опасности смерти. (ШБ. 6.5.20)

4. Комментарий: Естественно, что в следующих жизнях живое существо получает новых отца и мать, даже у кошек и собак есть отцы и матери. Но в человеческой форме жизни отец и мать могут даровать своему сыну величайшее благословение, воспитывая в нем качества преданного. Ибо считается, что тот, кто становится преданным, обретает величайшее благословение: он полностью избавляется от круговорота рождений и смертей. Поэтому отец, воспитывающий своего ребенка в сознании Кришны, является самым благожелательным отцом в этом мире. (ШБ. 9.18.43)

5. Мой дорогой Дагхунатха дас, твой отец и его старший брат подобны червям, роющимся в испражнениях помойной ямы материальных наслаждений, ибо их величайшая беда в том, что они ошибочно воспринимают яд материального счастья за нектар. Комментарий: Человек, испытывающий привязанность к материальным удовольствиям, приведен и ко многим жалким условиям существования в этом материальном мире, но тем не менее, он не перестает считать себя счастливым. Желание наслаждаться так сильно в нем, что он не может от этого отказаться, в точности как червь не может оторваться от испражнений. С духовной точки зрения, человека, слишком погруженного в материальные удовольствия, можно сравнить с червем, роющимся в