Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 123 ------

Бхуриджан пр - Искусство обучения - Страница 123

моя гурукула была организована подобным образом. Нам не нужны большие ученые для выполнения исследовательской работы. Что еще нужно исследовать? Все совершенным образом описывается в ведических священных писаниях, так чудесно изложено в Шримад-Бхагаватам; а Бхагавад-гита является начальной ступенью их изучения. Итак, мы хотим ввести именно такую систему образования для мальчиков возраста каумара. Это рекомендует Прахлада Махараджа (Ш.Б. 7.6.1). Наша цель - дать им такое образование, которое описано в Шримад-Бхагаватам. Мы хотим воспитать детей как личностей и дать им понимание духовной жизни. А научить их всему остальному, чтобы они стали учениками высокого уровня - наша второстепенная задача. Первое, что нам нужно - это развить в них хорошие качества и сделать их экспертами в понимании заключений Шримад-Бхагаватам. Это предельно ясно. И нет больше никакой необходимости в исследовательской работе. Хорошенько все это обдумай. Ты уже опытен. Если ты возьмешь на себя ответственность за нашу гурукулу во Врндаване, для меня это будет очень большой помощью. Все принципы я тебе уже описал. Нам не нужно чего-то большего или меньшего. Все принципы четко представлены в Шримад-Бхагаватам. Мы должны их принимать и следовать им. (Письмо Дикшит дасу, 18 сентября, 1976)

37. Наших детей необходимо обучить английскому и санскриту, чтобы в будущем они могли читать наши книги. Так они станут магистрами гуманитарных наук и докторами философии. Больше всего я хочу именно этого. Остальное - не столь существенно. А их поведение и характер должны стать самыми безупречными. (Письмо Джагадише дасу, 6 апреля, 1977)

ПРИЛОЖЕНИЕ Iв

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ГУРУКУЛЫ

_

Факультативное задание по изучению цитат Шрилы Прабхупады. Прочитайте приведенные ниже цитаты Шрилы Прабхупады из книги "Шрила Прабхупада о гурукуле", страницы 41-63, 75-82, 91-97. Законспектируйте самые существенные моменты из этих частей. Теперь мы попытаемся получить более яркое представление о том, какой Прабхупада видел гурукулу. Давайте, по возможности, краткие ответы на каждый данный ниже вопрос, опираясь на ваши записи, сделанные в ходе работы над первыми двумя разделами цитат и над последующим разделом соответственно. 1. Выпишите высказывание Шрилы Прабхупады об учителе гурукулы и его качествах. 2. Что должны изучать ученики гурукулы? 3. Каков должен быть процесс их учебы? 4. В какой деятельности следует занимать выпускников гурукулы? 5. На кого ложится вся ответственность за все необходимые ресурсы и оборудование гурукулы для того, чтобы она могла развиваться?

* * *

1. Хайагрива: Вы предлагаете определенное количество часов в день для их учебы. Шрила Прабхупада: Три часа утром, два часа вечером; не все подряд. Днем они должны принимать прасадам. Хайагрива: В каком возрасте они уже могут проводить церемонию поклонения божествам? Шрила Прабхупада: Как только им исполняется десять лет. Хайагрива: В десять лет? В таком возрасте они могут уже это делать? Шрила Прабхупада: Да. Хайагрива: Ведь это же поклонение Божествам Радха-Кришна. Шрила Прабхупада: Любым божествам, а также Божествам Радха-Кришна. Хайагрива: Ну ведь сейчас у мальчиков уже стоят Божества, не так ли? Киртанананда: Да. Хайагрива: Но он сказал, что они могут поклоняться им после десяти лет. Шрила Прабхупада: Это у них сейчас как развлечение, они же не поклоняются Им регулярно. Киртанананда: Он имеет в виду то, что в храме они могут совершать поклонение, проводить арати и т.д. Шрила Прабхупада: Да. (Беседы, том 2, Бостон, 24 декабря, 1969)

2. Дети должны учиться рано вставать, посещать мангала-арати. После сна они должны делать омовение чуть теплой водой. Вдохновляйте их повторять как можно больше джапы. Кроме этого, пусть что-то учат, воспевают, танцуют, едят много прасада, если им так хочется, и не препятствуйте их игривости. Пускай они также играют и бегают. Это естественно. И хорошо, если они часто едят. (Письмо Анируддахе дасу, 10 января, 1972)

3. Самое важное - видеть, что дети всегда заняты какой-то деятельностью в сознании Кришны. При этом у них естественно развивается вкус к служению, и они будут считать за удовольствие трудиться ради удовлетворения Кришны. (Письмо Свати-деви-даси, 20 января, 1972)

4. Они должны регулярно посещать арати и танцевать перед Божествами, как это делают дети в Лос Анджелесе. Не надо проводить отдельные арати для детей, но на классах они могут учиться проводить арати просто перед изображением. (Письмо Сатсварупе дасу Госвами, 6 июня, 1972)

5. Следует позволять им проводить церемонию поклонения Божествам, это нужно делать со всей серьезностью. Всегда занимайте их разнообразной деятельностью, направленной на удовлетворение Кришны. Таким образом, они достигнут успеха в своем образовании. Пусть поучат немного азбуки, затем примут прасадам, затем пойдут поклоняться Божествам, затем - играть в игры Кришны, затем - на киртан, потом еще немного азбуки и т.д. Их тела и умы постоянно должны быть заняты разнообразной деятельностью. Поскольку дети по своей природе неутомимы, им необходима частая смена деятельности. (Письмо Стока Кришне дасу, 13 июня, 1972)

6. Если младшим детям тяжело участвовать в санкиртане, проводящейся в городе, то их не нужно туда брать. Они могут проводить свою санкиртану, не выходя за пределы школьного двора, и это принесет им много удовольствия. Самое важное - дать детям двусложную программу образования в сознании Кришны: воспевание