Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: metod
------ Страница 38 ------

metod - Страница 38

формах получения знания. Обсудить с учащимися то, насколько все эти 10 форм применимы в преданном служении, и как их правильно использовать или избегать их в жизни преданных.

Теоретические задачи:

перечислить 10 форм получения знания на санскрите и по русски;

назвать четыре из них и объяснить их.

Ценностная задача: осознать недостатки 9 первых форм получения знания и понять превосходство 10-й.

Источник информации: лекции Шрилы Ниранджаны Свами, Алма-ата, ноябрь 1996г.

Конспект.

1. Арша - принимать авторитет мудрецов и полубогов.

2. Упамана - сравнение со своим опытом.

3. Артха-пати - допущение.

4. Абхава - отсутсвие.

5. Сабибхава - включение.

6. Айтиха - традиция.

7. Чештаджасья - понимание жестов.

8. Пратьякша - непосредственное восприятие.

9. Анумана - логический вывод.

10. Шабда - слушать из безукоризненого источника.

Первые 7 видов праманы не являются безукоризненными. Самыми важными являются последние три.

Лекция по Ш.Б. 2.1.10.

там ахам те бхидхасьями

маха паурушико бхаван

йасйашрададхатам ашу

сйан мукунде матих сати

"Теперь же я собираюсь поведать этот Шримад Бхагаватам тебе, ибо ты самый искренний преданный Господа Кришны. Тот, кто с неослабным вниманием и почтением слушает Шримад Бхагаватам, обретает непоколебимую веру в Верховного Господа, дарующего освобождение"

Апаурушея шабда прамана - передача знания осознавшей себя душой. Пурушея шабда прамана - передача Вед душой, не сознающей собственное "я".

Просто изучая Веды очень трудно прийти к абсолютному заключению. Веды предписывают, что нужно найти это абсолютное знание в сердце самоосознавшей себя души.

Шрила Прабхупада указал нам путь передачи ведического знания, который называется авараха пантхи, то есть получение ведического знания через истинную ведическую преемственность. Тот, кто передает знание Шримад Бхагаватам, должен передавать знание апаурушея. Апаурушея шабда означает, что знание передается по цепи ученической преемственности без искажений и каких либо толкований. Это знание совершенно. так как оно берет свое начало от Верховного Господа.

Шримад Бхагаватам описывает одно из качеств духовного учителя: он осознает выводы ведической литературы и он способен убедить других в этих выводах.

Была дискуссия по поводу того, что аргументы Шрилы Прабхупады замкнуты в себе: то есть в Бхагавад-Гите он ссылается на Шримад Бхагаватам, а в Шримад Бхагаватам - на Бхагавад-Гиту. Но суть в том, что мы можем попытаться подойти к трансцендентным темам с помощью непосредственного восприятия чувствами, но они несовершенны, и, следовательно, результат будет несовершенным. Мы можем попытаться понять с помощью логики, но и это не приведет нас к успеху. Напротив, ведическое знание передается по цепи ученической преемственности от Верховного Господа. Но есть ли необходимость солнцу в каком-то внешнем свете, чтобы освещать само себя? Нет. Солнце и так освещает себя и все вокруг.

Чтобы смочь следовать процессу шабда, слушатель должен обладать двумя качествами:

1. Не быть завистливым.

идам те натапаскайа

набхактайа кадачана

на чарушрушаве вачйам

на ча мале йо бхйасуйати

"Это сокровенное знание нельзя сообщать тому, кто невоздержан, кто не предан Мне, не занят преданным служением Мне, а также тому, кто завидует Мне".

Есть разные виды доказательств. Доказательства на санскрите называются праманы. В соответствии с вайшнавской теорией познания существуют 10 способов обретения знания. Из этих 10 способов самым лучшим является апаурушейа шабда. Другие два важных вида доказательства пратйакша и анумана.

Согласно Дживе Госвами, существует 10 форм праман, через которые человек действительно может получить знания.

1. Арша - принимать авторитет и утверждения разных мудрецов и полубогов.

Есть много великих мудрецов: Гаутама, Капила, Патанджали и другие. Но иногда эти мудрецы приходят к разным заключениям. Это описывается в Махабхарате: "Может быть много мудрецов, но человека не признают как великого мудреца, если его заключения чем-то не отличаются от других". Для вайшнава говориться: "Вайшнав принимает утверждение ведического мудреца, только если они согласуются с утверждением Шастр и шабды".

Шрила Прабхупада приводит пример с адвокатом, который хочет выиграть дело. Он беседует с судьей и приводит различные аргументы для того, чтобы защитить своего подзащитного. Он хочет выиграть свое дело. Он станет приводить множество аргументов, ссылаясь на решения предыдущих судебных разбирательств. Вся его защита будет построена на этих предыдущих решениях.

2. Упамана - сравнение.

Мы распознаем и делаем утверждение о незнакомой нам вещи, сравнивая ее со знакомым нам объектом. Например, если человек никогда не видел гавайю или лесную корову. Но если ему кто-то скажет, что она похожа на обычную корову, то он естественно сравнит ее со своим пониманием коровы, с тем опытом, который у него уже есть.

Например, человек начинает читать Бхагавад-Гиту Шрилы Прабхупады и сравнивать с разнообразными вещами, которые он изучал в прошлом. И если он видит, что все согласуется с теми, вещами, которые он изучал в прошлом, то он начинает строить свою веру на основе этого сравнения.

Конечно, это не является непогрешимым методом. Например, у нас могли быть неправильные заключения в своем прошлом опыте, и тогда это мешает нам принять правильное знание.

3. Артхати-пати - допущение.

Это значит, что мы делаем предположение, основываясь на том факте, что по другому это никак нельзя объяснить.

Например, если мы знаем, что есть некий толстяк по имени Дева-датта. И в течении всего дня он ничего не ест, но продолжает толстеть. Тогда естественно предположить, что он ест по ночам, так как по другому это ничем нельзя объяснить.

4. Абхава - отсутствие.

Это когда нам с помощью чувств не

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36