удается обнаружить объект. То есть, когда мы воспринимаем отсутствие объекта.
Например, книга является подходящим объектом для наших глаз, а глаза - подходящее чувство, чтобы воспринять ее. Поэтому, когда человек не видит книгу на столе на ее обычном месте, он воспринимает отсутствие книги. Другими словами, мы привыкли к тому, что книга лежит на столе, но теперь, когда ее там нет, мы делаем из этого определенные выводы.
5. Сабибхава - включение.
Эта прамана основывается на общепринятом опыте, что большее количество включает в себя меньшее.
Шрила Прабхупада иногда приводил такой пример: "Если у вас есть миллион долларов, то у вас автоматически нет проблем с десятидолларовыми долгами"
6. Айтиха - традиция.
Традиции могут порождать различные истории. Так в Индии есть огромная крепость, называемая Красный Форт. Из поколения в поколение передается легенда, что его построили Пандавы. Но негде нет ни единого письменного доказательства того, кто его действительно построил. Ни в священных писаниях, ни в учебниках истории, нигде. Но с кем бы вы ни говорили, каждый вам скажет: "Этот форт построили Пандавы". Такова традиция. Поэтому это принимается в качестве знания.
7. Чешта-джасья - информация из жестов человека.
Есть один из жестов: поднять два пальца. Я уверен, что несколько дней назад Билл Клинтон именно так держал два пальца. Это означает "победа". Итак, мы видим, что один человек может показать некий жест, и другой человек сделает вывод из этого жеста. Если Билл Клинтон поднял так руку, то мы сразу догадываемся, что выиграл на выборах.
Эти первые 7 видов праманы не являются безукоризненными. Самыми важными праманами являются последние три.
8 и 9. Пратьякша - непосредственное восприятие и Анумана - заключения ума.
Считается, что в непосредственном восприятии есть какая-то доля истины. То есть, с помощью этого метода можно получить как правильное, так и неправильное знание. Праманой должно считаться то чувственное восприятие, которое приводит именно к верному знанию.
В материальном мире пратьякша является главным способом получения знания, и поэтому философы, теисты и атеисты, принимают этот способ получения знания.
Есть два вида непосредственного восприятия: внешний и внутренний. Внешнее восприятие имеет место, когда мы воспринимаем знание с помощью внешних чувств. На внутреннем уровне мы обретаем знание с помощью ума, когда мы ощущаем различные эмоции: любовь, гнев, ненависть. Поэтому Господь Кришна называет ум в Бхагавад-Гите шестым чувством.
Мы знаем, что у нас есть четыре недостатка:
1. Совершаем ошибки;
2. Впадаем в иллюзию;
3. Склонны к обману;
4. Наши чувства несовершенны.
Так как у нас есть эти четыре недостатка, пратьякша не является надежным способом. Так же Джива Госвами говорит, что этот способ ограничен, и с его помощью можно понять только материальные вещи.
В Махабхарате говориться, что сколько бы йог на корабле мысли не носился по вселенной в течении тысяч лет, он ни на шаг не рпиблизится к обители Господа.
Воспоминание не является праманой, так как опыт уже был в прошлом, и мы не знаем , будет ли это когда-нибудь в будущем. Точной гарантии нет, что повториться точно также.
10.Шабда - слушать из безукоризненного источника.
В соответствии с Дживой Госвами, совершенный преданный достигает непосредственного восприятия Господа в Его обители и всех Его спутников, находясь в духовном трансе. Его чувства уже чисты, и он поднялся над четырьмя недостатками. Его непосредственное восприятие может простираться и в прошлое, и в будущее. Поэтому, для таких личностей пратьякша является надежным способом обретения знания. Кришна это описывает в Бхагават-Гите:
раджа-видья раджа-гухьям
павитрам идам уттамам
пратьякшавагамам дхармьям
су-сукхам картум авьяям
"Это знание - царь всего знания, тайна тайн. Это знание - самое чистое, и поскольку оно дает непосредственное восприятие собственной сущности через духовное сознание, оно является совершенством религии. Оно вечно и постижение его радостно".
Это чувственное восприятие чистых вайшнавов называется вайдушья-пратьякша, и оно безупречно.
Конечно, материалисты говорят, что таких людей не бывает. Но Шрила Прабхупада часто приводил следующий пример:
- Если вам нужно узнать о месте, где вы никогда не были, тогда вам нужно расспросить об этом месте того, кто там уже был. Например, возможно вы никогда не были в Нью-йорке, но если тот, кто был в Нью-йорке опишет его вам, то у вас может появиться понимание того, что он из себя представляет.
Кришна говорит в Бхагавад-гите:
маттах паратарам наньят
кинчид асти дхананджая
майи сарвам идам протам
сутре мани гана ива
"Нет истины выше, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам нанизанным на нить".
Кришна говорит: "Я высший авторитет". Нам необходимо принять это утверждение Бхагавад-гиты на веру.
Изначальной причиной нашего материального существования является зависть к Кришне. И так как она не устранена, то она становиться причиной того, что мы забыли Его. А так как мы забыли Его, то мы обусловились и начали считать себя телом, и теперь мы верим только своим материальным чувствам. Поэтому, пока мы не перестали завидовать Кришне, никакой ценности в таких рассуждениях нет.
Шастры говорят:
дживера сварупа хайа
кришнера нитья даса
Конституциональное положение живого существа быть вечным слугой Кришны, так как оно является пограничной энергией Кришны.
Итак, мысль к которой нас приводит Шрила Прабхупада такова, что слушатель должен обладать двумя качествами:
1. Не быть завистливым.
Иметь веру в