Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 11 ------

Несимметричная диалектика - Страница 11

в результате выгоды (его права). Это значит, что он действует не ради души, а ради тела. Тело – это право, принявшее грубую материальную форму. Поэтому в Ведах говорится, что до тех пор, пока человек не научится исполнять свои обязанности без условий, он не сможет понять, что является душой, а не телом. Его знание о душе так и останется бесполезной теорией. Обычно человек под видом обязанностей озабочен своими правами, поэтому он действует либо из привязанности к ожидаемому вознаграждению, либо из страха перед обстоятельствами или возможным наказанием. Такая деятельность проис-ходит в состоянии несвободы и называется кармой. С другой стороны, тот редкий человек, который исполняет свои обязанности сознательно и по собственному выбору, даже если это сопряжено для тела с неудобствами или смертью, становится свободным, сильным и счастливым. Такой человек может реально ощутить себя личностью или душой, отличной от тела («Бхагавадгита», раздел Карма йога).

Интересно также рассмотреть смысловое соответствие между понятиями право и общество. Хотя, казалось бы, связь между этими понятиями очевидна, в действительности все думают, что понятие права относится к человеку. Однако личность сама по себе не имеет прав, ибо право – это категория коллективная, а не индивидуальная. Быть человеком – значит исполнять свои обязанности, что же касается прав (интересов и свобод), то они обеспечиваются и защищаются обществом. Как уже объяснялось ранее, право в обществе присутствует постольку, поскольку каждый в нём знает свои обязанности и исполняет их. Абсолютизация же права – это уничтожение права. Механизм простой: когда люди начинают думать только о своей личной выгоде, в обществе появляется враждебная конкуренция и из него исчезает право (на безопасность и справедливость). В обществе, где действительно живёт право, присутствует дух братства: каждый выполняет работу не ради себя, а как служение другим. Принцип такой: я забочусь о своих людях, поскольку уверен в том, что они, когда потребуется, так же позаботятся обо мне. Можно подумать, что этот дух коллективизма навсегда ушёл в прошлое, однако это неверно: и в наше время по-настоящему процветают только те люди, которые объе-динены в команды и кланы. Внутри команды или семьи нет конкуренции, люди усиливают друг друга – в этом секрет их успеха. В сфере бизнеса возможна и необходима конкуренция между компаниями, но внутри компании она недопустима. Напротив, именно те компании, в которых силён корпоративный дух, побеждают на рынке.

Возьмём теперь пару из списка первичных понятий: ученик и предложение. Казалось бы, тут не может быть соответствия, поскольку именно учитель предлагает знание, а ученик имеет на него спрос. Хотя внешне это и так, тем не менее, внутренняя суть отношений гуру и ученика в другом. Истинный ученик – это тот, кто с искренностью предлагает своему учителю служение и почтение. Настоящий учитель сам является учеником, то есть слугой своего учителя, Бога, и даже своего ученика, поэтому не нуждается в чьём-либо служении. Тем не менее, будучи учителем, он ожидает служения от своего ученика (имеет на него спрос). По сути дела, единственной причиной духовного продвижения человека является его нежелание разочаровать учителя, его преданность учителю. Учитель – это тот, кто заказывает служение ученика, создавая, тем самым, пространство для его духовного продвижения. Исполняя наказ учителя, ученик чувствует, что нужен и испытывает вдохновение. Предложение формирует спрос, так же и ученик создаёт учителя. Учитель становится таковым, когда появляется истинный ученик, то есть тот, кто обращается к нему с вопросом: “Что я могу для Вас сделать?” Ложный же ученик полон ожиданий, что гуру решит его проблемы, пытается сделать из учителя своего слугу. В существующей системе образования ученик не служит учителю, а учитель не ставит перед учеником духовных задач. Поэтому откуда взяться духовному прогрессу у современного человека?

Понятие учитель также неразрывно связано с понятием общество, а эти два понятия связаны с пратьякшей, внешним восприятием, и с ещё сотней других относительных понятий. Мы воспринимаем не вещи сами по себе, а то, чем их принято считать в обществе, некие символы вещей, их “бренды”. Поэтому не следует думать, что объяснение внутренней сути вещей, то есть шабда, будет приветствоваться толпой. Представим, что вы подошли к мясному отделу магазина и говорите продавщице: “Заверните мне, пожалуйста, вон тот труп”. Какова будет реакция окружающих? Отрицательные эмоции – растерянность или даже агрессия против вас. Совет: никогда не называйте публично вещи своими именами, ибо шабда в обществе не приветствуется. Учитель всегда является уполномоченным представителем общества. Он направляет служение учеников не на себя лично, а на общество, религиозное или светское. Однако у настоящего гуру есть ещё внутренняя, первичная к его внешнему статусу учителя сторона: он сам является учеником истины, человеком глубоко преданным Богу. Преданным не тому сектантскому богу, “которого знает только наше общество (церковь)”, а одному для всего мира Всевышнему, Вишну. У настоящего учителя непростая задача: он должен не просто учить учеников внешнему шаблону знания, принятому в данном обществе, но ещё и не мешать им быть учениками. Быть учеником – значит слышать шабду, истину, откуда бы она ни исходила, не бояться быть самосто-ятельной личностью. Если

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9