Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 13 ------

Несимметричная диалектика - Страница 13

единичности. Как мы помним, это понятие является абсолютным. Форма неизменна, противо-положностью же её является бесформенность, изменчивость. Однако слово ‘форма’ может относиться и к паре ‘форма и содержание’. В этом случае форма – это относительное понятие. Именно в этом значении внешней формы данное слово обычно и понимается. В нашем же рассмотрении понятие формы относится к той же категории, что и содержание – это ‘содержательная, смысловая форма’. Что касается внешней формы, то она есть бесформенность, изменчивость. К данной категории относятся все аспекты пратьякши, такие, как ‘тело’, ‘имя’, ‘общество’, ‘женское’ и проч. Скажем, когда женщина выходит замуж, это означает для неё переход в другую семью (общество), поэтому она меняет свою фамилию. Для женщины замужество означает серьёзное изменение в карме, подсознании.

Когда человек становится на духовный путь, он согласует внешние аспекты своей жизни с внутренним содержанием, с интересами души. Это называется духовным посвящением. Во время церемонии посвящения учитель принимает ученика и даёт ему духовное имя, имеющее глубокий смысл. Такое имя уже не относится просто к внешней форме, поскольку оно одухотворяет карму ученика, оказывает на неё постоянное действие. Ученик подсознательно старается соответствовать своему имени. Также наречение новым именем указывает на то, что человек родился заново, уже в духовной традиции (семье). В Ведах говорится, что истинное знание доступно только дваждырождённым. Тот, кто родился только один раз, просто как тело, не может познать своё ‘я’.

Другим словом, которое может обозначать различные понятия, является любовь. Правильно понимать любовь как чувственную, эмоцио-нальную привязанность (сфера пратьякши, бессознательного). Однако есть ещё другая, деятельная любовь, которая относится к сознанию, к душе и обладает независимой природой. Мы будем называть её преданностью. Преданность является средством для достижения цели, чувственной любви, то есть её причиной. Деятельную любовь можно сравнить с пополнением счёта в банке, а чувственную любовь – со снятием средств со счёта. Чувственная любовь изменчива, временна, а преданная любовь вечна. Обычно люди абсолютизируют чувственную любовь, поют и мечтают о ней. Погружаясь с головой в свои ощущения, они затем, по прошествии короткого времени эйфории, вдруг обнаруживают, что чувство к любимому человеку высохло, подобно тому, как кутила вдруг узнаёт, что остался без денег.

Что же такое преданность и как она рождает любовь? В отличие от чувственной любви, которая связана с психофизическим, подсознательным планом преданность – это сознательное творчество. Именно деятельная любовь открывает некую внутреннюю форму – загадку, которая разжигает чувственную любовь. Стоит отметить, что чувственная любовь отрицает преданность, ослепляет, поэтому, когда партнёры начинают злоупотреб-лять чувственными удовольствиями, они теряют интерес друг к другу, становятся чужими людьми. Так любовь, лишённая преданности, разруша-ет сама себя. Главным качеством преданной любви является искреннее внимание. Когда мужчина оказывает женщине внимание, это рождает в ней эмоциональную привязанность.

Любовь – это чувство единения двух людей, а преданность – понима-ние различия между ними. Истинная любовь – это внешняя сторона преданности: человек, обладающий преданностью, понимает отличитель-ные особенности и потребности другого человека, поэтому его внешние действия всегда остаются привлекательными для партнёра. Преданность – это всегда жертва и творчество, игра. Приведём пример. Чувственная любовь – это женское начало, поэтому, когда женщина делится с мужчиной своими проблемами, она делает это не для того, чтобы решить их, а для того, чтобы он ей посочувствовал и успокоил её. Так она достигает чувства единения. Мужчине же не свойственна сентименталь-ность, тем не менее, понимая, что женщина отличается от него, он должен быть чувствительным, при этом, однако, внутренне не привязываясь к ней, чтобы не потерять свою суть и достоинство. Сохранять верный внутренний настрой мужчина способен тогда, когда живёт достойно, в служении Богу.

Ранее мы говорили о том, что слова “женщина” и “мужчина” не обозначают конкретного человека. Мы имели в виду, что с позиции внешнего восприятия эти понятия разделить невозможно. Единство женского с мужским, “инь-ян”, это и есть женский принцип, отрицание мужского. Мужской же принцип не связан с женским. Внешне мы все, мужчины и женщины, относимся к женскому началу, к природе. Поэтому мы естественным образом чувственны. Что же касается преданности, то ей всем ещё нужно учиться. Независимый мужской принцип преданности, идущий от Творца, присутствует в каждом человеке в незримой форме, как его сознание. Чтобы разбудить дремлющее сознание, требуется духовное обучение, шабда. Особенно это касается мужчин. Женщина вполне может найти себя и в земных заботах и радостях. Мужчина же становится мужчиной не внешне, в сфере влияния женского начала, а сознавая высший смысл своей деятельности. Будучи не занятым в служении Богу, мужчина деградирует.

Интересно, что, проходя вместе через материальные невзгоды, семья становится крепче. Объясняется это тем, что когда рушится завеса пратьякши, иллюзии материального благополучия, люди начинают меньше думать о чувственных удовольствиях и становятся более внимательными друг к другу, более преданными. В те редкие моменты, когда рушится эта завеса (происходят стихийные бедствия, войны и проч.), абсолютная роль мужского начала становится очевидной. Однако обычно природа создаёт иллюзию стабильности, поэтому происходит абсолютизация женского начала и роль мужчины как бы сливается с ролью женщины.

Дальнейшее определение понятий

Отдохнув немного от чистой логики на жизненных примерах её

Навигация:

Страница 15
Страница 14
-- Страница 13 --
Страница 12
Страница 11