Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 10 ------

Несимметричная диалектика - Страница 10

живёт сознательно, свободно. В действитель-ности же он действует целиком под контролем бессозна-тельных страстей. Как срабатывает программа кармы? Допустим, человек чувствует уныние. Если он не слышит шабды, подсказки Бога, то его сознание пропустит эту эмоцию внутрь себя, и тогда у человека появится рак как урок природы: “Смотри, раньше ведь было хорошо, почему же ты не радовался?” Если душа усвоит урок, то рак излечится. Итак, сознание (душа) может учиться у Бога и у природы. Большинство людей учатся только у природы, если вообще учатся…

Цель и средство. Средство является причиной, а цель – следствием (категория пратьякши). У всех нас имеется общая цель – безопасность, процветание и счастье, однако не для всех из нас эта цель достижима. Причина успеха или неудачи – не в том, чего мы хотим и даже не в том, что мы для этого делаем. Причина в том, как мы это делаем. По внешним действиям человека нельзя понять, правильным ли средством он пользуется, ибо этот вопрос относится к внутренней сфере, к откровению. Внешне судить о верности средства можно только по плодам (достигается ли цель). Люди, которые думают, что для достижения успеха достаточно декларировать хорошую цель, ставят телегу впереди лошади. В своих грёзах мы все будущие миллионеры или святые. В реальности же успешными людьми становятся те, у кого сознание успешного человека (правильное средство). У автора этой книги был школьный друг, который каждый год ставил перед собой цель – выучить английский. В результате, начав учить язык, он всякий раз бросал занятия из-за сомнения в достижимости цели. Если бы он постарался войти в образ англоязычного человека, то есть сосредоточился на средстве, он быстро бы освоил язык. Настоящий ученик – это тот, кто творчески подходит к выполнению стоящих перед ним задач (сосредотачивается на том, как их выполнить), что же касается самих задач, или целей, то они устанавливаются не им, а учителем.

Рассматривая любые пары понятий, важно иметь в виду следующее: когда в нашем разуме возникает правильная логическая связь, подчиня-ющая относительное понятие абсолютному понятию, тогда относитель-ное понятие становится более важным, чем абсолютное.

Без фундамента не может быть дома, однако значение имеет дом, а не фундамент.

Жаркий солнечный день – это замечательно, но ценность ему придаёт тень.

Цель преступления заключается в том, чтобы получить наказание. Раскаявшийся преступник желает быть наказанным: в этом его прощение, а также избавление от склонности совершать преступления.

Тот, кто научился быть учеником, должен стать учителем, это важнее. Учитель может спасти весь мир, а ученик – только себя.

Тело человека, познавшего себя как душу, более ценно, чем его душа. Душа святого принадлежит только Богу, а тело – всему миру. Тело истинного вайшнава* является проводником духовной энергии, несущим удачу окружающим его людям.

___________________________________________________________________

*) Вайшнавами называют людей, преданных Вишну, Всевышнему Господу.

Если в человеке мирское подчинено духовному, для него мирские дела становятся источником бесценного духовного опыта. Часто люди думают, что духовность – удел неудачников в миру. Это заблуждение. Вайшнаву мирское (работа, семья, деньги) приносит только благо, поскольку он знает, как всё это связано с Вишну.

Когда женщина является верной спутницей мужчины, она – его лучшая половина, поскольку благодаря ей мужчина способен проявить всё лучшее, что в нём есть. Определить, каким будет будущее общества, можно по тому, насколько благочестивы в нём женщины.

Пратьякша, согласованная с шабдой, становится наиболее важной частью шабды: когда сказанное в Ведах подтверждается на собственном опыте, то такой опыт гораздо более ценен, чем наставления Вед.

Чувство единения с Богом (любовь к Нему, према) неизмеримо выше понимания отличия от Него: что Он велик, а мы малы.

Важны не обязанности человека сами по себе, а то, что благодаря им осуществляется право в обществе. Сознающий это человек исполняет свои обязанности по собственному желанию, с радостью. Невежественные же люди исполняют обязанности с постными лицами, под давлением общественных либо религиозных установок.

Человек – это единичность, абсолютная категория, а общество – мно-жественность, категория относительная. Однако если в обществе главное внимание уделяется конкретному человеку, его духовному росту, тогда оно становится главным достоянием человека, которое ему надлежит тщательно хранить. В таком обществе человек обретает возможность стать настоящим человеком.

Изобилие не означает отсутствие желаний, дефицита. Напротив, только удовлетворённый человек может по-настоящему желать. Он желает отдавать, а не брать, поэтому его желания – это любовь.

Правильный контроль эмоций со стороны сознания означает не подавление их, а наоборот, культивирование. Такие светлые чувства в подсознании, как решимость, милосердие, счастье, разлука, прощение, надежда и пр. – указывают на личность, обладающую чистым сознанием.

Имеет значение не средство достижения цели, а то, что благодаря верному средству может быть достигнута великая цель.

Для тренировки разума очень важно учиться не только отличать вторичные понятия от первичных, но и видеть смысловое соответствие между, казалось бы, различными понятиями одного списка. К примеру, в списке вторичных понятий есть такие, как тело и право. Что общего может быть между ними? Обычно человек исполняет свои обязанности в семье или на работе, преследуя при этом какие-то личные интересы. То есть человека интересует не исполнение им своих обязанностей как таковое, а причитающиеся ему

Навигация:

Страница 12
Страница 11
-- Страница 10 --
Страница 9
Страница 8